Потребитель в депрессии
В России потребители пока не верят в собственную финансовую стабильность. Рост цен и расходов на ЖКХ заставляют россиян чувствовать себя бедными, свидетельствует исследование Nielsen
Москва.19 июля. FINMARKET.RU - Индекс потребительского доверия в России, который рассчитывает компания Nielsen, по итогам первого полугодия упал до 82 пунктов, потеряв шесть пунктов по сравнению с 4-м кварталом 2010 года. По данным онлайн исследования Nielsen, пессимизм в России обусловлен ростом неуверенности потребителей в состоянии собственных финансов, растущими ценами и, как результат, снижением готовности тратить.
72% россиян считают состояние собственных финансов не слишком хорошим или плохим. Однако, есть и хорошие новости: все больше онлайн-пользователей в России замечают оживление на рынке труда и оценивают свои перспективы на ближайшие полгода как положительные. К тому же, если сравнить то, как потребители оценивают состояние собственных финансов в Европе, в России лишь 11% респондентов здесь ответили, что не располагают свободными средствами. Во многих странах Европы так ответили до 30% респондентов.
"В целом, потребители в России более оптимистичны в оценке макроэкономической ситуации по сравнению с 4-м кварталом 2010 года, что обусловлено ростом позитивных оценок рынка трудоустройства. Однако, что касается собственного бюджета, растущие продовольственные цены, высокие расходы на ЖКХ заставляют российских потребителей умерить свои аппетиты и планы по расходованию свободных средств. Как следствие, это сдерживает темпы восстановления потребительского доверия в России", - прокомментировал Дуайт Уотсон, региональный директор в странах Северо -Восточной Европы, Nielsen.
В целом, готовность тратить оставшиеся после уплаты основных расходов на проживание средства остается на невысоком уровне в России. Самым популярным способом реализации свободных средств остается покупка одежды. Каждый второй онлайн-пользователь (51%) отметил, что потратит свободные деньги на приобретение одежды. Снижается готовность тратить по большинству позиций, в том числе и на популярные ранее декорирование и ремонт дома, покупку бытовой техники и электроники, а также сбережения. Значительный рост отмечен по позиции "туризм и отдых" (41%).
Что касается других стран, то общее количество позитивных новостей оказалось недостаточным, чтобы обеспечить высокий уровень доверия среди интернет-потребителей всего мира во втором квартале. Глобальный индекс потребительского доверия упал до 89 пунктов - это самый низкий уровень с четвертого квартала 2009 года. Причиной стало очередное распространение кризисных ожиданий по всему миру.
Уровень потребительского доверия в США за квартал снизился на пять индексных пунктов до 78. Это рекордно низкий уровень, на два пункта ниже прежнего минимума в 80 пунктов, зафиксированного в первой половине 2009 года в разгар глобального экономического спада.
Замедление темпов роста производства в Азии, развитие долгового кризиса в Европе и политическая нестабильность на Ближнем Востоке в сочетании с увеличением расходов домохозяйств и повышением продовольственной инфляции - все это негативным образом отразилось на уровне потребительского доверия.
Наиболее существенное падение потребительского доверия во втором квартале было зарегистрировано в Саудовской Аравии (-11) и Египте (-10), где в первом квартале 2011 года отмечался наибольший рост.
Самой же пессимистичной страной в мире стала Греция. Индекс потребительского доверия в стране упал до рекордно низкого уровня в 41 пункт. Нарастающая экономическая нестабильность в Греции на фоне эскалации ее долгового кризиса и широкого распространения протестных настроений привели к дальнейшему падению потребительского доверия во втором квартале на 4 пункта.
Свидетельством того, что потребители сохраняют негативные настроения, является тот факт, что 58% онлайн-потребителей во всем мире сказали, что они по-прежнему находятся в состоянии экономического спада - это самое высокое значение за год. Из них более половины (51%) считают, что в течение ближайшего года рецессия будет сохраняться.
Глобальное онлайн исследование было проведено Nielsen в мае-июне 2011 года среди почти 31 тыс. респондентов из числа регулярных интернет-пользователей в 56 странах мира, включая Россию, с целью измерения уровня потребительского доверия и отношения потребителей к текущей экономической ситуации. Индекс потребительского доверия Nielsen базируется на таких показателях, как оценка респондентами своих перспектив трудоустройства, состояния собственных финансов и готовности тратить. Выборка по каждой стране квотирована по полу и возрасту, взвешена и репрезентативна онлайн аудитории. Максимальная возможная статистическая ошибка ±0.6%.
Nielsen Holdings N.V. - это глобальная информационная и исследовательская компания с ведущими позициями в области маркетинговой и потребительской информации, исследования телевидения и других средств массовой информации.