В Германии хотели бы, чтобы Россия проявляла больше гибкости при выдаче виз иностранным гражданам

Посол Германии в России поговорил с руководителем Дипломатической группы "Интерфакса" о планах облегчения визового режима, "овощном скандале" и роли Германии в операции НАТО в Ливии

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 18 июля. INTERFAX.RU – Посол Германии в России Ульрих Бранденбург дал интервью руководителю Дипломатической группы "Интерфакса" в преддверии межгосударственных консультаций в Ганновере.

- Господин посол, какие темы будут главными в повестке дня предстоящих в Ганновере межгосударственных консультаций?

- Консультации в Ганновере будут проходить в тринадцатый раз. Мы исходим из того, что в них примут участие более 10 министерств с обеих сторон, прежде всего, на уровне министров. Это будет крупное мероприятие под эгидой Федерального канцлера и российского президента.

Состоятся и встречи руководителей наших государств с представителями экономики, также будут мероприятия с участием представителей гражданского общества и с германской, и с российской стороны…так называемый Петербургский диалог, который начинается 17-го июля в Вольфсбурге. В заключительном заседании примут участие и президент Медведев, и канцлер Меркель.

В итоге межгосударственных консультаций будут подписаны и приняты порядка 10-15 совместных деклараций, договоров, соглашений и на уровне правительства, и на уровне частных компаний в присутствии федерального канцлера и российского президента. Что касается спектра обсуждаемых тем: экономические отношения между Россией и Германией и в прошлом году, и по всем показателям в этом году развиваются положительно. На российском рынке представлено больше 6 тысяч германских компаний, так как экономические темы будут играть важную роль в рамках консультаций. Другая тема: мы планируем провести в 2012 и 2013 годах Год Германии в России и параллельно Год России в Германии. Мы намерены подписать в Ганновере совместную декларацию о намерениях по поводу сотрудничества по проведению этих годов.

- Одной из самых горячих тем этим летом, обсуждаемых даже на высшем уровне, стал так называемый "овощной вопрос" и запрет России на ввоз овощей из Европы. Когда Германия будет готова в полной мере предоставить России убедительные гарантии безопасности своей продукции, причем не только овощной, но и животноводческой, так как угрозы эмбарго на ввоз последней из некоторых земель также уже звучали в России?

- Соответствующие немецкие ведомства поддерживают тесный контакт со своими российскими коллегами по контролю за качеством продовольствия и продуктов питания. Мы регулярно обмениваемся информацией и предложили российской стороне проводить так называемый системный аудит, чтобы получить тщательную информацию о системе контроля за качеством продуктов питания в Германии. Этот контроль у нас осуществляется на федеральном и земельном уровнях. Такой системный аудит уже провели США, Бразилия, Китай и другие страны, с которыми мы ведем торговлю продуктами питания без всяких проблем.

Что касается источника заражения кишечной палочкой, то источник мы нашли, проблема была в семенах, которые содержали эту инфекцию. И выяснилось также, что это никак не связано с животноводческой продукцией.

- Самая острая фаза конфликта по овощной проблеме пройдена?

- Прошло довольно много времени, пока наши специалисты разобрались с источником заражения. В то время было много разных теорий, откуда к нам пришла такая инфекция. Но сейчас уже ясно, что она к нам пришла из Египта, как я сказал, в виде семян. Источником инфекции в Германии потом стало одно предприятие в Нижней Саксонии, которому, кстати сказать, снова дозволено работать в нормальном режиме.

Все это время мы поддерживали тесные контакты с различными российскими службами, в том числе ветеринарной и ведомством по контролю за качеством питания. Кстати, мы хотели бы предложить российской стороне в рамках этого сотрудничества свою поддержку в борьбе с недавним распространением африканской чумы у свиней в России.

- Многие представители Евросоюза увязывали овощное эмбарго, введенное Россией, с ее планами по вступлению в ВТО: мол не факт, что теперь переговоры ЕС и РФ по этой теме завершатся скоро. Какой будет позиция Берлина на завершающем этапе переговоров РФ-ЕС по присоединению России к ВТО?

- Я никогда не видел взаимосвязь между этими проблемами. Мы поддерживаем вступление России в ВТО по многим причинам. Это укрепило бы и правовую защищенность в России, и сферу защиты капиталовложений. Мы надеемся, что пока еще открытые вопросы удастся в скором времени решить.

- В Германии традиционно пристально следят за ситуацией с правами человека в России. В этой связи как Вы оцениваете доклад Президентского совета по правам человека по "делу Магнитского"? Считаете ли Вы его объективным?

- В Германии тема прав человека играет важную роль и во внешней политике, кстати, не только в отношении России, но и в отношении всех стран. Мы приветствуем тот факт, что президент Медведев дал поручение тщательно расследовать дело Магнитского, и я уверен, что в будущем, особенно гражданское общество в Германии с большим интересом будет следить за дальнейшими событиями.

- Господин Посол, согласны ли Вы с резолюцией Европарламента, в которой выражена озабоченность в связи с отказом Минюста РФ в регистрации оппозиционной партии "ПАРНАС" и как Вы вообще оцениваете ситуацию, которая складывается накануне выборов в Госдуму России?

- Выборы Госдуму осенью и президентские выборы в следующем году являются важными для России, поэтому мы с большим интересом следим за всеми событиями, которые связаны с ними. Что касается проведения выборов, то мы все взяли на себя определенные международные обязательства, как, например, в рамках дополнительного протокола к Конвенции о правах человека, где речь идет об основных политических правах и свободах. Государства-участники взяли на себя обязательства и в рамках так называемого Копенгагенского документа ОБСЕ, и эти обязательства действуют в равной степени для всех нас. Поэтому с российской стороны я думаю, что было бы разумным и хорошим шагом, если бы она вовремя пригласила достаточное количество наблюдателей ОБСЕ для того, чтобы они могли наблюдать за ходом выборов.

Относительно "ПАРНАС" попытка зарегистрировать эту партию не удалась, поскольку, как я понимаю, сейчас Замоскворецкий районный суд, который занимается этим делом, пока его продолжает. В конце этой процедуры всегда существует возможность обратиться в европейский суд по правам человека.

- На саммите РФ-ЕС так и не удалось утвердить список "совместных шагов" для того, чтобы перейти к конкретным переговорам по безвизовому режиму. Какова позиция Германии по этой теме? В чем главное препятствие для утверждения списка?

Нет ли планов у Берлина пойти на двустороннее облегчение визового режима с Россией по примеру Испании, Франции и Италии, готовым к более либеральной выдаче россиянам многократных долгосрочных шенгенских виз?

- На этой неделе состоялся очередной раунд этих переговоров, и, я думаю, что мы находимся уже совсем недалеко от достижения согласия по поводу "совместных шагов" к безвизовому режиму. Параллельно идут переговоры по дальнейшему развитию соглашения между ЕС и РФ об облегчении процедуры выдачи виз от 2007 года, значит, на пути к полной отмене визового режима есть возможности в рамках облегчения визовых процедур.

Что касается выдачи Шенгенских виз, то мы можем действовать исключительно в рамках норм, которые зафиксированы в визовом кодексе. Уже сегодня мы пытаемся как можно больше выдавать долгосрочные визы.

Конечно, и в наших собственных интересах, потому что облегченные процедуры выдачи визы уменьшают давление на наш визовый отдел. Я хотел бы здесь упомянуть и аспект взаимности: недавно и в Вашей прессе я прочитал статью как раз по этой проблематике, где речь идет о тех трудностях и препятствиях, с которыми сталкиваются немецкие бизнесмены желающие получить визу в Россию. То же касается и туристических виз. С большим сожалением мы должны были констатировать, что число приезжающих в Россию немецких туристов сократилось за последнее время на 20%.

Мы пытаемся как можно больше выдавать многократных и долгосрочных виз. В этой сфере было бы интересно узнать практику российских консульских учреждений. В диалоге ЕС-РФ также говорится и об обязанности иностранных граждан пройти регистрацию здесь в России. Это практика, которой в Шенгенском пространстве не существует.

- Можно ли говорить о том, что в процессе, когда идут переговоры по безвизовому режиму, правительство Германии готово расширять практику выдачи многократных виз до 2-3 и в исключительных случаях до 5 лет?

- Мы должны в обязательном порядке действовать в рамках визового кодекса Шенгенского пространства. В этих рамках есть определенные возможности принимать решения, и мы готовы воспользоваться этими возможностями. Мы надеемся на то, что такую же гибкость по поводу толкования и применения определенных законодательных правил проявит и российская сторона при выдаче виз.

- Недавно было заявлено, что Франция выступает за то, чтобы постепенно ввести безвизовый режим для краткосрочных поездок граждан России в страны Шенгена и будет отстаивать эту позицию в рамках ЕС и в рамках диалога РФ-ЕС. Не могли бы Вы сказать, как Германия относится к этой идее?

- Я детали этого предложения не знаю. Я уже сказал, что Германия готова поддерживать все возможные облегчения в рамках совместной Шенгенской системы. Конечно, мы не можем выйти за эти рамки без согласования с нашими партнерами.

- Перед Германией стоит задача строительства новых газогенерирующих мощностей и газовых станций взамен закрывающихся АЭС. Какую роль немецкие политики готовы разрешить сыграть в этом процессе Газпрому? Как Берлин смотрел бы, если бы Газпром стал крупным акционером немецких энергетических компаний, таких как EON, RWE?

- В Германии приняли решение отказаться от атомной энергии, но это, конечно, процесс, который займет несколько лет. В конечном итоге наша цель заключается в том, чтобы использовать в растущем объеме возобновляемые источники энергии. Там есть и будет определенный промежуточный период. Для этого будет необходимо построить новые электростанции. Если мы хотим проводить новую политику в энергетике, то это, конечно, требует огромных инвестиций. Мы приветствуем участие в этом процессе иностранных партнеров.

Что касается конкретно возможного участия "Газпрома" в этом процессе, то я только хотел упомянуть о том, что "Газпром" уже активно работает на германском рынке и имеет доли в двух предприятиях, кажется, долю в размере 50% в компании Wingas и 10,52 % в компании Verbundnetzgas. Обе компании из сферы газораспределительных сетей.

Я не обладаю детальной информацией о потенциальном участии "Газпрома" в германской компании RWE и, конечно, все достигнутые договоренности должны всегда рассматриваться с точки зрения картельного права и законодательства.

- Германия до последнего времени была неактивным участником операции НАТО в Ливии, однако появились сообщения о том, что теперь Ваша страна будет поставлять боеприпасы для натовских авиаударов. С чем связано изменение позиции? Как в Берлине оценивают заявления в альянсе о том, что бомбежки продолжатся до полного свержения Каддафи?

- Германия действительно не является активным участником операции НАТО в Ливии. Тем не менее мы, как и все, обязаны выполнять соответствующую резолюцию СБ ООН. А что касается якобы поставок боеприпасов для нужд операции в Ливии, эта информация неправильна.

Мы надеемся, что в скором будущем удастся достичь политического урегулирования ситуации в Ливии, и я только могу присоединиться к тому, что сказал министр Лавров недавно в одном интервью, что Каддафи нет места в новой Ливии.

- Приветствуете ли Вы посредническую роль России?

- Мы приветствуем всякие усилия по урегулированию данной ситуации. Есть спецпосланник генсека ООН, который поддерживает тесные контакты и выступает с посредническими усилиями и мы, конечно, знаем, насколько активно работает господин Маргелов. Могу только сказать, что все, что потенциально может помочь развязать эту ситуацию, мы поддерживаем.

- Германия, как известно, предпринимала активные усилия, чтобы подтолкнуть приднестровское урегулирование. Удовлетворены ли Вы сотрудничеством с Россией в рамках приднестровского урегулирования и нет ли в Берлине ощущения, что после долгих лет застоя этот процесс все-таки может сдвинуться с мертвой точки?

Вы мне задаете довольно сложный вопрос. Конфликт идет уже не один год. В общей сложности уже 20 лет продолжается эта ситуация. Федеральный канцлер во время встречи с президентом Медведевым в июне 2010 года подняла опять этот вопрос и предложила, чтобы обе стороны сделали от них все зависящее, чтобы сдвинуть с мертвой точки урегулирование этой конфликтной ситуации. Ясно, что в этом Россия играет важную роль.

- В рамках диалога, который Москва ведет как с НАТО, так и с США по проблеме ПРО, мы ставим вопрос о предоставлении юридически обязывающих гарантиях о ненаправленности той системы ПРО, которая создается при помощи США в Европе, в отношении России. Как Германия относится к подобной позиции Москвы и в какой степени переговорная позиция Москвы может быть принята во внимание?

- Я не могу говорить за американских партнеров, но есть, например, Совет Россия-НАТО, в рамках которого мы накопили определенный опыт и по практическому сотрудничеству в рамках ПРО. В феврале 2008 года мы провели большое совместное учение – кстати у нас в Германии - с российскими партнерами в области нестратегической ПРО.

Я сожалею о том, что подобная программа сотрудничества потом была приостановлена, потому что речь идет не только о технических вопросах, совместимости систем Росси и НАТО, но речь идет и об укреплении доверия и в этом смысле мы потеряли уже больше двух лет. Те планы, которые разрабатываются в настоящий момент в НАТО, не могут поставить под угрозу российские системы ядерного устрашения. И поэтому как раз те дискуссии, которые ведутся по этой тематике в России, показывают, как много нам надо еще работать и наверстывать упущенное в области укрепления доверия.