Две новости для туристов: хорошая и плохая
Страховой суммы, предназначенной для выплат компенсаций жертвам банкротства "Детур", может хватить не всем пострадавшим туристам
Москва. 3 июля. INTERFAX.RU - Возможности страховки в разы скромнее прогнозируемых потребностей клиентов компании "Детур" ("дочка" обанкротившейся на днях турецко-австрийской Vasco). Страховщик этого туроператора - компания "РОСНО" будет выполнять свои обязательства перед клиентами в пределах установленного законом лимита в размере 10 млн рублей. Компенсация будет выплачена в досудебном порядке тем, кто придет за деньгами первым, остальным после исчерпания лимита придется искать правды в суде. Им придется обращаться с исками к "кинувшему" их туроператору.
Последние не станут первыми
Классика американского кино обычно обещает две новости - хорошую и плохую. В случае с нашими туристами ситуация похожая.
Уже с утра среды в блогах активно обсуждалась тема того, что якобы банкротство Vasco было преднамеренным, в отношении компании заведено уголовное дело по статье "мошенничество" и потому страховку никто не получит. В "РОСНО" успокоили, что это не так.
Даже если против "Детур" заведут уголовное дело, "это никак не скажется на обязанности страховщика выплатить страховое возмещение пострадавшим туристам, поскольку законом "Об основах туристской деятельности в РФ" не предусмотрено освобождение страховщика от выплаты по вышеуказанному основанию", - сказала директор центра страхования ответственности "РОСНО" Галина Гуляева.
И это, безусловно, хорошая новость - страховые выплаты последуют. Но их на всех не хватит, и это плохая новость.
В ответ на просьбу пояснить, как поступит страховщик, если исчерпается лимит в 10 млн рублей, директор юридического департамента "РОСНО" Ангелина Фадеева сказала: "Нашим клиентом является именно "Детур", и обязательства "РОСНО" перед ним - покрыть расходы людям, понесшим материальный ущерб по его вине в пределах 10 млн рублей. Как только эта сумма будет исчерпана, у нас не будет юридических оснований принимать заявления от туристов и производить выплаты".
Таким образом, возмещения в досудебном порядке получат те, кто первыми обратится к страховщику, остальным придется искать правды в суде, обращаясь с исками непосредственно к туроператору.
На всех не хватит - это факт
Скандал вокруг российской компании "Детур" вывел на новую волну обсуждения тему действующих в России принципов защиты туристов. Впервые "заложниками" ситуации стали клиенты крупного туроператора, который после банкротства материнской компании не оплатил их пребывание в отеле, трансферы, а после и вовсе прекратил выдавать какие-либо документы, лишившись арендуемого офиса.
Ранее неудачи настигали лишь тех, кто купил тур в небольшой компании. Посему вплоть до последнего времени велась громкая дискуссия о том, а нужно ли в принципе страхование ответственности туроператора, ведь на выплаты было направлено лишь 1,3% полученных страховых премии.
Теперь же разговоры перешли в другую плоскость - хватит ли прописанных в законе лимитов в размере 10 млн рублей, чтобы компенсировать траты всех пострадавших клиентов "Детура".
Данные министерства культуры и туризма Турции свидетельствуют о том, что на 30 июня по путевкам компании "Детур" в Турции отдыхали 587 россиян и, несмотря на предупреждения, клиенты этой компании продолжают прилетать на курорт. По утверждению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, путевки "Детур" продала вплоть до сентября.
По просьбе агентства "Интерфакс-АФИ" в одном из крупных туроператоров рассчитали среднюю стоимость тура в Турцию. "Сейчас в Турции высокий сезон, так что отдохнуть в этой стране в средней "трешке" в течение 10 дней/11 ночей стоит $1,1 тыс., в "пятерке" - $1,85 тыс. "Детур" ориентировался на московский рынок, а москвичи в основном предпочитают отдыхать в дорогих отелях, где "все включено", учитывая это, цена среднего тура на одного человека составляет не менее $1,5 тыс.", - сказала менеджер туристической компании.
Таким образом, продолжила собеседница агентства, даже если взять в расчет минимальную стоимость поездки, предположив, что россияне ехали только в "трешки", и подсчитать только тех, кто уже там находится, получается, что лимит в 10 млн рублей будет превышен минимум в 1,5 раза, а если считать по верхней планке, то итог и того краше - 26 млн рублей. "А учитывая, что продажи в высокий сезон идут минимум на 2 недели вперед, то эту цифру нужно умножить самое меньшее на 2", - подчеркнула специалист, отметив, что даже если не все клиенты, которые находились в Турции на 30 июня, имели проблемы, с учетом продаж на будущие периоды совершенно очевидно, что страховка, предусмотренная законом, в разы меньше потребностей пострадавших туристов.
Кто предупрежден, тот вооружен
В "РОСНО" сообщили, что к настоящему времени зарегистрировано около 170 звонков от пострадавших и получено 33 заявления.
Для того, чтобы заявление приняли без проблем, необходимо, чтобы к нему были приложены базовые документы, пояснила управляющий директор департамента комплексного страхования в туризме "Группы Ренессанс страхование" Елена Скуратова. Турист должен предъявить документы, подтверждающие понесенные им расходы - оплата за отель, оплата за перелет, и по возвращении он имеет право обратиться как к туроператору, так и страховщику за получением возмещения. При обращении за компенсацией турист должен заполнить заявление, предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, договор о реализации туристского продукта со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, а также документы, подтверждающие понесенный им реальный ущерб (счета, квитанции, платежные документы), добавила она.
Е.Скуратова сообщила, что выплата производится страховой компанией в течение 30 дней после подачи документов. Если спора по заявлению со стороны страховщика, туроператора и туриста не возникает, выплата может быть произведена в досудебном порядке. В ином случае может потребоваться решение суда, на основании которого и будет произведена выплата. "Закон защищает интересы потребителей, поэтому компенсации будет подлежать тот платеж, который произвел турист и (или) выгодоприобретатель", - подчеркнула специалист.
Заместитель начальника отдела страхования финансовых и профессиональных рисков ОСАО "Ингосстрах" (РТС: INGS) Дмитрий Мелехин уточнил, что договором страхования ответственности покрывается реальный ущерб, причиненный туристу или заказчику туристского продукта. В связи с этим по договору страхования могут быть возмещены расходы за повторно оплаченную услугу, произведенные туристом или его представителем. Повторные расходы туроператора за услуги, входящие в туристский продукт, данным страхованием не покрываются.
На будущее заместитель генерального директора ЗАО "Гута-страхование" Павел Башнин советует серьезнее относиться к выбору туроператора и не гнаться за дешевизной. Правило - скупой платит дважды актуально на все времена. "На всех туристических направлениях, популярных у россиян, уже сформировался пул туроператоров, надежность которых не вызывает сомнений. И единственный способ оградить себя от подобного рода неприятностей - покупать туры у компании, работающей на туристическом рынке свыше пяти лет. Стоимость тура у такого оператора может быть на 5-10% выше, чем у демпингующих игроков рынка, однако надо понимать, что у заниженных по стоимости туров соответствующий уровень гарантии и обслуживания", - отметил он.
Что касается действий отеля в случае банкротства туроператора, то любой отель как коммерческая организация нацелен на получение прибыли. И если по какой-то причине партнер в РФ не выполнил свои обязательства перед отелем, то почему отель должен на безвозмездной основе размещать российских туристов, добавил П.Башнин.
Как защитить туристов в будущем?
Этот вопрос может становиться актуальным снова и снова. Российские туроператоры, опрошенные агентством, не исключают новых банкротств на туристическом рынке.
По мнению А.Фадеевой из "РОСНО", одним из вариантов рационального решения, позволяющего защитить интересы всех пострадавших клиентов, является расширение лимита страхового покрытия по договорам страхования гражданской ответственности туроператоров, скажем, не 10 млн рублей, а 50 млн рублей. Эта мера позволила бы сделать лимит ответственности соизмеримым с объемом потоков обслуживаемых туристов. "Могу предположить, что было бы полезным и создание саморегулируемой организации на туристическом рынке", - отметила она.
При этом, по прогнозу Д.Мелехина из "Ингосстраха", если этот случай не будет единственным в текущем году, то расчет страховых тарифов по данному виду страхования многими страховщиками может быть пересмотрен, так как при расчете тарифов во внимание принимается не только история взаимоотношений с конкретным туроператором, но и убыточность по виду страхования в целом.
Обозреватель Вера Склярова