Показать то, что скрыто
Третьяковская галерея открыла запасники и открыла выставку работ, которые никогда раньше не предъявлялись широкой публике
Москва. 3 июля. INTERFAX.RU – На Крымском Валу открылась выставка работ, находившихся долгие годы в фондах Третьяковской галереи. Она призвана дополнить постоянную экспозицию "Искусство XX века". Многие из представленных здесь произведений живописи, графики и скульптуры раньше не предъявлялись широкой публике. Мы и сейчас могли их не увидеть.
По планам галереи этим летом должна была состояться "большая реставрационная выставка", но из-за проблем с финансированием от неё отказались и, по признанию, Ирины Владимировны Лебедевой, заместителя гендиректора ГТГ по научной работе "оказалось, что на всё лето наш главный выставочный зал остался без выставки". Экспозиция собиралась буквально за две недели, говорят реставраторы.
Организаторы честно признали, что при подборе экспонатов, "серьёзной концепции не было", но цель была сформулирована четко: дополнить представленный в постоянной экспозиции материал малоизвестными работами и новыми именами, а также показать, что в фондах на Крымском Валу храниться разный материал, способный отразить характер времени. "Важно представить, что коллекция очень разная и что на Крымском Валу не только экспозиции и выставки, что есть большие фонды", - отметила Ирина Лебедева.
И выставка от этого немного потеряла. Искусствоведы постарались сделать всё, чтобы посетителям разных возрастов и приверженцев различных направлений в искусстве было интересно. "Здесь очень много работ на разные вкусы: кому интересно современное искусство, они могут это посмотреть ("Сон императора" Тобрелутса, фотограммы Гороховского - ИФ), тот, кто любит традиционную живопись, он может посмотреть традиционную", - рассказала interfax.ru Ирина Лебедева. Для этого организаторами была включена в экспозицию всем известная "Сирень" Кончаловского. Лебедева пояснила: "Не одно поколение мам, бабушек с ностальгией её вспоминают. С одной стороны для человека это художественное произведение, с другой – часть его жизни, какие-то воспоминания с этим связанные, ассоциативные связи, которые возникают, неизбежны и это тоже очень важно". Также будет интересно тем, кто любит правду в искусстве, проверяет картины на историческое соответствие, изучает детали.
Наиболее интересная работа на выставке – это триптих автора картины "Опять двойка" Федора Решетникова, он предлагает посетителю постичь "Тайны абстракционизма", здесь в шаржевой манере изображено нелёгкое ремесло художника в 1913-1958 годах. И ведь начинаешь сочувствовать бедняге-художнику, который кормит осла, чтобы тот рисовал хвостом. А потом и богатым дядькам, покупающим на аукционе это "творенье". Актуально, не правда ли?
В отделе графики невозможно пройти мимо произведения Соколова-Скаля "Два негра. Марсель", напоминающего эскиз живописной картины. В лицо уставшего от работы негра, вынужденного тянуться за монетой к богатому, можно всматриваться бесконечно. Но такая грустная тематика скорее исключение. "Очень хотелось, чтобы эмоциональный настрой был радостный, она (выставка - ИФ) не только для ума, но и для чувств", - отметила заместитель гендиректора ГТГ по научной работе.
И им это удалось. Уходя с выставки, вспоминаешь "Парижских комедиантов" (Кузнецов П.В.), наряженных в костюмы шутов и очевидно идущих веселить народ, скульптуру "Пляшущей крестьянки" Сомова, и, конечно, дружеские шаржи Фёдора Решетникова, которые привели в восторг моих коллег. "Ничего себе дружеские", - сказали они, смотря на фигурки с перекошенными, будто слепленными из пластилина лицами. Как тут не улыбнуться?
Обозреватель Виктория Красуля