Борис Титов: Инфляция в России не от избытка спроса, а от недостатка предложения
Глава "Деловой России" в интервью "Интерфаксу" рассказал о проблемах малого и среднего бизнеса, а также инициативах представляемой им организации в деле поддержки предпринимателей
Москва. 2 июля. INTERFAX.RU - Председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов в преддверии 4-го ежегодного Конгресса национального бизнеса РФ в интервью агентству "Интерфакс" рассказал о последних инициативах организации в сфере налоговой политики и о проблемах, наиболее остро стоящих сегодня перед российским средним и малым бизнесом.
Какова позиция "Деловой России" в вопросе реформирования НДС? На сколько и когда следует снизить ставку налога? Как бизнес относится к идее введения налога с продаж?
Сегодня необходимо делать этот налог наименее отягощающим бизнес. Налог, хоть и косвенный, но очень конкретно делает нас неконкурентоспособными. Поэтому нужно и снижать ставку налога, и изменять его администрирование. Радикальный путь - это вообще отказаться от этого налога и перейти на налог с продаж - это самый лучший путь, и мы это везде доказываем. Но очень уж у нас не любят радикальных решений. Действительно, там есть определенные риски, но это риски минимальные. Второй путь - прямое начисление НДС, и это также радикальное решение, тоже сложно. Необходимо хотя бы снизить ставку и упростить возврат НДС. В общем, этот налог надо упрощать.
"Деловая Россия" выдвигает идею налоговой амнистии для юрлиц. Нет ли опасения, что она провалится, как фактически провалилась амнистия для "физиков"?
Эта идея сегодня обсуждается, прежде всего, с нашими партнерами в партии ("Единая Россия" - ИФ), и такое впечатление, что они нас поддерживают в этом начинании. Амнистия в этот раз будет проводиться для юридических лиц и, как раз поэтому она и не "провалится". Дело в том, что предыдущая амнистия проводилась для "физиков", при этом большинство людей, задействованных в ней, были руководителями предприятий. Т.е, получилось, что как физлица они не несли ответственности, но им тут же предъявляли претензии как руководителям или сотрудникам компании. Вторая ошибка - то, что всем предложили амнистироваться по ставке 13%. Смысла нет никакого, так как сейчас и так люди платят 13% своих доходов.
В чем заключаются ваши предложения?
Мы сегодня предлагаем дополнить ту амнистию, которая проводилась для физлиц, амнистией для юридических лиц. Дать им возможность задекларировать те прибыли, которые не были задекларированы ранее, оплатить их по ставке 13 % (как для физиков), при этом, декларируются только те доходы, которые были получены до начала 2007 года. То есть, 2007 и 2008 годы уже под амнистию не попадают. И, кроме этого, все, кто задекларируют свои неучтенные доходы, освобождаются от административной и уголовной ответственности по списку статей, которые есть в проекте закона, предлагаемом "Деловой Россией".
Чувствует ли бизнес позитивные изменения во взаимоотношениях с госрегуляторами и контролерами всех мастей в последнее время? Или пока декларации чиновников остаются декларациями?
Административное давление остается мощным негативным фактором влияния на развитие бизнеса в стране, но есть и позитивные изменения. Налоговых проверок, как мне кажется, стало значительно меньше. "ОПОРа", например, провела исследование - по их данным снизился общий "налоговый пресс". С 9 процентов он снизился до 7 с небольшим (это процент взяток, которые дают предприниматели от своего оборота). Но, тем не менее, многое еще предстоит сделать. У "Деловой России" есть ряд предложений, таких, например, как введение "презумпции молчаливого согласия". Суть ее заключается в том, чтобы регламентировать порядок ответа чиновников на запросы граждан: будь то заявление о регистрации фирмы или заявление о возмещении НДС. В случае неполучения от госорганов предприятиями и физическими лицами ответа на запрос в установленный законом срок, запрос следует считать удовлетворенным. Формально заверять вступление в силу заявления может суд: судьи должны будут решать, правильно ли оформил свой запрос предприниматель и действительно ли чиновник не ответил ему в срок. При этом неправомерный отказ от удовлетворения запроса должен рассматриваться как "препятствие предпринимательской деятельности" и преследоваться по закону в соответствии с ст. 169 гл. 22 Уголовного кодекса. Мировой опыт введения презумпции согласия в сфере взаимодействия чиновничества и граждан уже существует.
Кроме этого, должен быть единый реестр всех проверок, который мы Генпрокуратуре сегодня предлагаем ввести. Это очень важный вопрос. Еще необходимо создать частно-государственный центр борьбы с рейдерством и коррупцией. Он должен выполнять несколько очень важных функций. Прежде всего, это информационная функция реагирования на конкретные случаи, включая выезд телекамер и т.д. Также специалисты центра должны оказывать консалтинговые услуги, в его рамках должен действовать центр медиации для урегулирования споров и, конечно, нравственно-этический арбитраж. Очень важно, что этот новый шаг, который мы сейчас делаем, по сравнению с тем, что уже было сделано (комиссия по этике при РСПП), мы пытаемся сделать при участии широкого бизнеса и, что самое главное, привлекаем сюда представителей власти. Без участия государства нет смысла организовывать такой центр, потому что сейчас во всех спорах, рейдерских атаках, не говоря уже о коррупции - везде задействовано государство.
Существует ли статистика, какой процент претензий налоговиков, вынесенных по итогам выездных проверок, затем отменяется в судебных инстанциях?
В судебных инстанциях оспаривается все меньше и меньше налоговых претензий. Сегодня в подавляющем большинстве случаев выигрывают налоговые инспекторы. Раньше было меньше. Видимо, сегодня хорошо работает "телефонное право" и настроение в обществе в целом не в пользу предпринимателей, а в пользу налоговиков. Поэтому сегодня они выигрывают.
Произошли ли подвижки в вопросе доступа среднего бизнеса к длинным кредитным ресурсам за последнее время?
Да, произошли…Негативные. Сегодня кредиты подорожали, обеспечение требуется больше. Все вопросы, которые мы поднимали о создании институтов обеспечения, пока не решаются. Банк развития (Внешэкономбанк), мы с ним активно работаем, но пока ему не разрешают создавать гарантийное агентство. Хотя все вроде бы за создание таких институтов, вот Сбербанк проявил активную заинтересованность в участии в такого рода региональных гарантийных агентствах. Масса накапливается, надеюсь, что к новому году мы решим этот вопрос.
Насколько остро стоит проблема кадров в российском бизнесе? Что нужно предпринять для ее решения? Нужно ли менять миграционную политику государства?
Кадры - это проблема. "Кадры решают все". Миграционную политику, наверное, надо менять. Облегчать, с одной стороны, процедуру въезда мигрантов для работы в России, чтобы не было такой сложной бюрократической и коррупционной процедуры. С другой стороны, необходимо осуществлять контроль за мигрантами, поэтому "Деловая Россия" и предлагает выдавать рабочие визы не уже приехавшим в Россию людям, а в наших посольствах за границей. Ехать они сюда должны уже с визой и контрактом на работу. Кроме этого, мы считаем, что до приезда их надо учить русскому языку и российскому законодательству. Для этого должны использоваться специальные инструменты, которые будут окупаемыми. Как базу можно использовать русские культурные центры за границей, работающие в рамках МИДа. Начинать надо с одного или двух, для того чтобы понять, насколько это эффективно работает.
Кроме того, хочу отметить, что внутри страны огромное количество кадровых резервов существует. По подсчетам специалистов, сегодня более 5 млн граждан - это "резерв переквалификации". У нас сейчас один из самых высоких уровней безработицы среди развивающихся стран. Выше чем в Китае, больше 6%. И это только по подсчетам биржи, на которую тоже мало кто идет регистрироваться, т.к. там крошечные пособия. Но, безработица в одних секторах, а переизбыток рабочей силы - в других. Сегодня необходимы программы переквалификации. Люди должны видеть, какую работу они будут получать в дальнейшем, после переобучения. Необходимо также улучшать региональную мобильность рабочей силы. А то мы сегодня всем даем квартиры в собственность, а потом отмечаем, что в каких-то регионах не хватает рабочей силы.
В последнее время на всех уровнях активно обсуждалась проблема доступа бизнеса к источникам электроэнергии, сдерживающая рост производства. Как она решается? Есть ли изменения к лучшему?
Сегодня государство активно занялось урегулированием этого вопроса. Цены высокие, по большому счету, пока ничего не меняется.
Почему пока не удается сдержать рост цен на продовольствие? Кто виноват - монополисты, мировой рынок (но тогда почему в России продовольственная инфляция намного выше, чем в Европе!), ритейлеры? И что делать?
Здесь играют роль несколько факторов. Это и общая тенденция роста мировых цен, и это не могло не сказаться на ценах внутри страны. С другой стороны, все это у нас помножено на то, что существуют монополии. Поэтому, сегодня борьба с ростом цен и с инфляцией - это, прежде всего, борьба с монополиями. С ними надо бороться антимонопольным законодательством, но это, так сказать, на втором месте. В первую очередь необходимо развивать конкуренцию. Сегодня инфляция у нас не от избытка спроса на рынке (как нас пытаются убедить), а от недостатка товаров для обеспечения этого спроса. Необходимо развивать внутреннее производство. Ну и, поднятие таможенных пошлин на ввоз импортных товаров - тоже не метод борьбы с ростом цен. Удорожание импортных товаров приводит к тому, что производители их российских аналогов, тоже, в свою очередь, поднимают цены.
Рынок пенсионных инвестиций в России остается слаборазвитым несмотря на все заявления властей о его важности. Что нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию?
У нас слишком зарегламентированная система работы с пенсионными средствами. Государство боится отдавать пенсионные средства в руки частникам, и это вполне оправдано. Необходим тендер, у нас есть вполне надежные компании. И наши, и иностранные.