Римейк "Адмирала Ушакова"
Кино в России становится не только искусством, но и "реальным бизнесом". Государство намерено этот процесс регулировать
Москва. 2 июля. INTERFAX.RU - "Развитие киноиндустрии в России "требует регулирования со стороны государства и общества", - такими словами министр культуры Александр Авдеев открыл форум кинематографистов "Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего" , приуроченный к 100-летию российского кино.
"Кино становится реальным бизнесом", - констатировал со своей стороны председатель союза кинематографистов Никита Михалков. Продолжать отмахиваться рукой от проблем в отрасли уже не получится, так как от того, что будет сделано сейчас, напрямую зависит будущее отрасли. Самой же наболевшей ее проблемой, как выяснилось, в настоящий момент является недостаточное количество кинозалов в стране, причем решить ее только усилиями бизнеса не получится - в этом солидарны и чиновники, и сами бизнесмены.
Дело в том, что инвесторам невыгодно вкладывать в строительство кинотеатров в городах с населением ниже 300 тысяч человек. Существующие на сегодня 1500 экранов в 669 кинозалах по всей стране - это мизерная цифра, особенно если учесть, что число выходящих на широкие экраны лент постоянно растет.
Именно из-за нехватки экранов в стране в прокат попадают только кассовые картины, как правило, выпускаемые большим количеством копий. При этом для российского проката характерна кратковременность. Наверняка многим знакома ситуация, когда ты только-только собрался с духом сходить на какой-нибудь из приглянувшихся фильмов, как выясняется, что он идет только в дневное время в одном-двух залах города. Наибольшие кассовые сборы, как известно, приходятся на начало проката, а потому роскошь показывать фильмы столько, сколько на них идет народ, могут себе позволить лишь крупные кинотеатры с несколькими залами. Кроме того, большое количество отличных лент, обладающих заведомо невысоким кассовым потенциалом, сразу выходят в ограниченный прокат. А потом мы, зрители, жалуемся, что нечего смотреть.
Такая ситуация наблюдается в больших городах, еще хуже она в малых населенных пунктах, в которых, между тем, проживают 80 миллионов россиян. Они доступа к просмотру фильмов в современных кинотеатрах вообще не имеют. По подсчетам Минкультуры, в следующие 3-5 лет современные кинокомплексы и залы появятся в городах с численностью жителей не менее 250 тысяч. Таковых в стране насчитывается порядка 75-ти, так что для большей части россиян ситуация не изменится.
Причем новые кинотеатры надо строить сразу с возможностью цифрового кинопоказа. Что касается же внедрения новых технологий, то, по словам замминистра культуры Александра Голутвы, здесь мы "опять начинаем плестись в хвосте" - сейчас в стране всего порядка 50 цифровых экранов.
Удивительное дело, но видение бизнеса и чиновников по вопросам развития киноиндустрии в России, как заметил президент кинопрокатчика Sony Pictures Entertainment Михаэль Шлихт, совпадают на 90%. Первым проектом, в решении которого заинтересованы в равной степени обе стороны, - это развитие системы электронного кинобилета. Прокатчики хотят получать четкую статистику по продажам, государство, понятно, учтенные налоги. Пока единой системы сбора информации о состоянии отрасли нет. По словам Голутвы, в этом направлении до конца года предстоит провести правовые акты, обязывающие все кинотеатры участвовать в системе, утвердить новые единые формы кинобилета, установить в ряде залов аппаратно-программные комплексы для апробирования работы системы.
Как выжить отечественному кинопроизводителю
В последнее время российские производители кинопродукции столкнулись со стремительным ростом бюджетов фильмов (несмотря на то, что в сравнении с "западными" бюджетами эти цифры смешны). И дело не только в гонорарах известных актеров. Число окупаемых отечественных картин растет очень медленно, более того, Голутва подчеркнул, что даже сам факт этого роста сомнителен. "Перемолоть" такие бюджеты существующим количеством кинозалов и в условиях конкуренции с продукцией западных мейджоров чрезвычайно сложно. Как пояснил interfax.ru Михаэль Шлихт, к рискованным проектам можно отнести любой отечественный фильм с бюджетом порядка $3 млн. По его словам, сказывается и недостаток опыта российских продюсеров, поэтому даже качественные ленты проваливаются в прокате.
Участники рынка сетуют и на острую нехватку кадров в отрасли, особенно в среднем звене (второй режиссер, начальник штаба и пр.), которая объясняется вымыванием профессионального состава в 90-е гг., а также большими объемами производства
В дальнейшем количество снимаемых фильмов в стране будет увеличиваться за счет внебюджетных источников, говорит Александр Голутва, государство же будет проводить политику на постепенное ограничение количества разлекательной полнометражной продукции, производимой со 100%-ной господдержкой. По словам замминистра, приоритет будет сделан на финансирование нишевых областей – короткометражных анимационных фильмов, режиссерских дебютов (которые, кстати, себя оправдали, если судить по последнему "Кинотавру"), неигрового кино, фильмов с малой зрительской аудиторией.
Изменится и система господдержки фильмов в прокате. Отныне все картины, для производства которых были привлечены госсредства, при выпуске будут автоматически получать сумму достаточную для выхода в ограниченный прокат (на изготовление копий и минимальный рекламный пакет). Те же картины, которые могут собрать аудиторию в один миллион зрителей (а таких сейчас наберется около 10) будут иметь возможность получить премию в размере 10% от оборота фильма.
Давайте снимем римейк "Адмирала Ушакова"
Новшество, которое вводит министерство культуры уже со следующего года, - это реализация крупных национальных проектов. В 2009 г. на эти цели выделяется до 2 млрд. руб. (для сравнения сейчас общий объем господдержки производства фильмов составляет 2,7 млрд. руб.). На эти деньги предполагается производить порядка 10 картин в год, то есть средний бюджет лент подобного рода будет около 200 млн. руб. или около $8 млн., что может стать дополнительным стимулом для развития данного сегмента отрасли.
Не стоит иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что преимущественно финансироваться будут фильмы, повышающие наше с вами национальное самосознание. Что, впрочем, совсем неплохо, поскольку только на спорте как на проводнике патриотизма в массы далеко не уедешь.
Образчик такого фильма, по всей видимости, будет похож на предложенный Никитой Михалковым исторический римейк. Гуру отечественного кинметографа считает оправданным появление картин, снятых на основе таких лент, как "Адмирал Ушаков", "Нахимов" или "Суворов". Режиссер считает возможным брать те же сценарии, видоизменять, но сохранять суть. Подобный концепитуальный подход вкупе с новыми технологиями позволит создавать "абсолютно грандиозные фильмы", которые с удовольствием будет смотреть родившаяся в 90-е молодежь, "проскочившая" мимо замечательных советских фильмов.
Госкорпорация отменяется
На форуме рассеялись и муссировавшиеся несколько месяцев слухи о создании госкорпорации в сфере кино. Гендиректор киностудии им. Горького Станислав Ершов пояснил, что речь идет не о создании госкорпорации, а о консолидации государственных производственных активов в отрасли на основе нескольких базовых киностудий, таких как "Мосфильм", "Ленфильм", студия им. Горького. Процесс приватизации государственных производственных мощностей отменен, вернее, приостановлен, сообщил Станислав Ершов. Что ж, позиция государства в этом отношении правильна. Пока не разовьется рынок, разумнее не спешить. Производство фильмов не сравнить по доходности с той же энергетикой, есть опасность, что киноплощадки будут попросту перепрофилированы, в то же время на финансирование реконструкции и переоснащения киностудий будут, по мнению Ершова, работать средства от реализации киноколлекций и консолидация активов. В будущем к ним добавятся суммы, полученные в результате приватизации, а также, возможно, от деятельности государства как кинопрокатчика.
Роль государства в регулировании отрасли - это вопрос соблюдения баланса, подчеркнул директор Российского Института культурологии Кирилл Разлогов. Государство должно вмешиваться туда, где наблюдается дисбаланс, вкладывать средства в проекты, которые остаются на периферии рыночного процесса – дебюты, съемку высокохудожественных фильмов и пр. В каком виде возможно и возможно ли частно-государственное партнерство при возведении новых кинозалов, еще предстоит решить.
К вопросу о вкусе и национальной безопасности
Как оказалось, среди докладчиков форума хорошим тоном считалось упомянуть в выступлении фильм Тимура Бекмамбетова "Особо опасен". Не будем здесь рассуждать о "высоконравственных" характеристиках классического боевика, но сам факт съемок голливудского фильма российским режиссером глубоко запал в сердца представителей российской киноиндустрии. "Бекмамбетов – замечательный парень", - повторял Никита Михалков. Однако наличие в фильме того факта, что главная положительная героиня предлагает убить одного человека ради спасения многих других и что главный враг по национальности славянин (серб), режиссер "Утомленных солнцем" и "Сибирского цирюльника" усмотрел превнесение негатива в образ нации и даже провел параллель с вопросом о культуре и национальной безопасности страны. Михаэль Шлихт парировал, что "не всегда вопрос вкуса связан с вопросом о национальной безопасности".
Правда, на самом деле в том, что, по словам директора Российского Института культурологии Кирилла Разлогова, Россия развивается в общем русле тенденций глобализации. Касается это и развития развлекательного жанра кино. Михалков же прав в том, что своеобразие и оригинальность российского кино должны сохраняться несмотря на объективную тенденцию к единообразию и унификации мировых процессов.
Обозреватель Наталья Жогова