Никита Михалков: "Я планы как пельмени забрасываю, что первое всплыло, то и ем"
В рамках форума, посвященного будущему киноиндустрии, режиссер поделился своим видением перспектив российского кино
Москва. 2 июля. INTERFAX.RU - Кажется, Никита Сергеевич Михалков специально ждал 100-летия российского кино или, по крайней мере, мероприятия, похожего на конференц-форум кинематографической общественности "Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего", отрытого вчера и организованного силами минкульта и независимой исследовательской компания Movie Research при участии Союза кинематографистов России, Гильдии продюсеров, Союза кинопромышленников и Международного пресс-клуба.
Перед тем, как дать интервью interfax.ru, он почти полчаса с трибуны перечислял нерешенные проблемы отечественного кино. И было видно главное: наболело!
Наболело то, что Интернет заменяет книги, что человек не успевает "за гуманистическим развитием самого себя", что и на хорошее кино человека в таких условиях не хватает. Несмотря на то, что образ Михалкова с трудом ассоциируется с чем-то не относящимся к высшим сферам, именно он начал говорить о том, что кино делать, в сущности, некому.
Мало сказать не хватает, просто в природе нет среднего класса профессионалов: "Утеряно среднее звено". Нет вторых режиссеров, начальников штаба, которые должны нести огромную ответственность, руководить массовкой, просчитывать календарный план, знать профессию настолько хорошо, чтобы давать возможность артистам выбирать, какую сцену они готовы сейчас играть, а какую нет. "Халтура!", - вот к чему, по мнению Михалкова, приводит отсутствие профессионалов, оплачиваемого времени репетиций и многого другого. Пожалуй, для неискушенного зрителя все это и вовсе открытие. То, что кино нам показывают какое-то не такое, замечают многие. Почему - знают лишь создатели этого не такого, как всем бы хотелось, кино.
Никита Сергеевич как всегда не останавливался на мелочах. "Я вообще хочу, чтобы министр культуры был вице-премьером". (Не будь рядом Александра Авдеева, который и сам бы, наверное, не отказался стать вице-премьеров, Михалков, наверное, даже упомянул бы, что министром культуры должен быть человек, имеющий больше отношения к культуре, чем, например, к дипломатии или какому-то еще роду деятельности).
Чуть позже режиссер поговорил о перспективах российской киноиндустрии с корреспондентом interfax.ru:
На открытии российской программы Московского Международного кинофестиваля Вы сказали, что для российской киноиндустрии сейчас открываются радужные перспективы: какие именно?
Перспективы заключаются в развитии кинопроката, в строительстве кинотеатров, в усовершенствовании киноиндустрии как таковой, в воспитании серьезных кинематографических кадров и в государственной поддержке не "всем сестрам по 20 копеек", а в виде точечных программ , в том числе строительство кинотеатров в городах, где инвестору одному строить невыгодно.
Все, что Вы перечислили – идеальная перспектива развития. Насколько реально это осуществить в ближайшее время? И сколько времени понадобится?
Ну, я думаю, на это нужно 5-7 лет, плюс электронный билет в кинотеатры, который будет внедряться тоже лет семь, если все будет нормально. Я сам читал распоряжение президента о внедрении такого билета.
Вы говорили, что растет количество кинотеатров, вместе с ним растет количество фильмов. Как быть с тем, что во всех этих кинотеатрах показывают одно и то же? Почему у зрителя нет выбора, и он вынужден смотреть то, что ему дают, а не то, что он хочет. И что делать, если зритель хочет посмотреть не очередной блокбастер, а фильм высокого класса, в первую очередь с художественной точки зрения?
Возможность показывать в кинотеатрах (причем без убытков) картин высокого художественного уровня, в том числе, возможно, и учебное кино, если надо, должна появиться в специальных киноцентрах. Глупо ждать от огромных мультиплексов, где важнее всего отбивать деньги, что в одном из залов пошли бы картины там, я не знаю, Жан-Люка Годара. Но для этого существуют просто отдельные кинотеатры во всем мире, существуют отдельные залы для людей, которых интересует именно это. И эти залы должны иметь выгоду, пусть минимальную, но выгоду, для чего им сохранять свой статус.
Когда в Росси появятся такие залы?
Когда рынок будет насыщен залами, когда залов будет минимум 4500-5000.
Все больше появляется фильмов-однодневок (особенно комедий), снятых для заработка денег, таких как "Самый лучший фильм" или "Гитлер, капут!", который выйдет на экраны осенью. Как Вы оцениваете качество этого кино? Почему оно появляется? И где хорошее кино?
Вопрос, где хорошее кино - риторический. Где хорошее кино? Хорошее кино там, где есть хороший режиссер. Хороший режиссер есть там, где есть проблема. И где есть школа. Где есть субсидии на те картины, которые будут снимать эти хорошие режиссеры. Где существует та поддержка или зрителей или государства, которая регулирует возможность создания качественного кино даже не для сегодняшнего зрителя, о котором вы говорите, а для того, чтобы воспитать маленького зрителя, которому сейчас 12 лет. К примеру, такими картинами как "Адмирал Ушаков", но переснятыми с использованием новых технологий и с популярными актерами. Надо воспитывать зрителя.
И тогда зритель будет требовать качества от режиссеров?
Конечно. Ведь этот зритель уже потребовал от американского кино качества. Уже не проходит то, что 15 лет назад проходило с таким невероятным, сумасшедшим успехом. Фильмы класса не B и не C, а уж не знаю какого...
Кстати, говоря о блокбастерах, во время выступления на форуме, Никита Сергеевич, кажется, первым озвучил то, что давно в душе мучило всех. Он говорил о новом фильме Бекмамбетова "Особо опасен", чем вызвал в зале даже овации: "Бекмамбетов – талантливый человек. Он единственный, кто научился снимать такое кино, кто по-настоящему научился это делать. Но вы посмотрите, о чем этот легкий блокбастер? 600 лет назад была компания людей, которые хотели, чтобы мир был уравновешен. Они ткачами назывались, братством. Потом они попали на фабрику, которая делала ткань, и эта ткань рассказывала людям, кого надо убивать. (В это время в зале начался истерический смех- ИФ). Вы такое расскажите нормальному человеку, он просто сойдет с ума. А когда это смотришь – то влетает так – о-па- очень легко. Это легко, а что серьезно?"
Во время выступления на кинофоруме Вы сказали, что российское кино должно показывать что-то особенное, что есть только у нас. Что это такое?
Ну, это много что. Формулы нет. Самое главное - это взгляд на жизнь, который более всего был осуществлен в русской литературе, русской живописи, русской музыке.
Где настоящие перспективы киноиндустрии: у нас или за рубежом?
Перспективы там, где есть рынок, национальный рынок. Я в этом абсолютно убежден. Рассчитывать на то, что наши перспективы лежат где-то за рубежами России - это бессмыслица абсолютная. Потому что мы должны добиться того, что добились американцы для своего кино. Им абсолютно наплевать, как посмотрят их картину во Франции или в Италии. Ну, если не абсолютно (это я преувеличил), то по большому счету им все равно. Да, это дополнительные 20 миллионов. Но основные деньги они получат у себя дома. И это их гарантия. И наши перспективы будут именно у нас, тогда, когда мы будем удовлетворять наш рынок, а рынок будет платить за наши картины с большим удовольствием, чем за американские, вот и все.
Появляются ли новые имена? Режиссеры, актеры? Что должно быть у человека, чтобы много добиться в этой сфере?
Это индивидуальная вещь. Я считаю, что, конечно, есть и имена и актеры, но чрезвычайно низок уровень преподавания, особенно режиссуры. Потому что, к сожалению, очень часто преподают те, кто либо уже не делает кино, либо никогда его даже и не делал. Хотя бывает так, что человек преподавать может лучше, чем делать сам. Но все равно, пока не будет мощной подготовительной базы, пока у человека не будет интереса работать вторым режиссером не потому что ему не дают быть первым, а потому что ему интересно работать вторым режиссером, он это знает, умеет, хочет и ему за это хорошо платят, мы будем иметь дело с полупрофессионалами, которые выбиваются в кино абсолютно случайно.
Тем временем, Вы неоднократно говорили, что хотите создать актерско-режиссерскую академию. Будем ли там место обучению профессиям среднего звена?
-Нет. Это совершенно разные вещи, это абсолютно не имеет отношения одно к другому. То, что я хочу сделать, это такое усовершенствование актерского и режиссерского мастерства для тех, кто уже учился. Это не абитуриенты, не студенты. Люди, которые учились, поработали уже, и знаю, что хотят усовершенствоваться. А средний класс должны готовить во ВГИКе, в каких-то других учебных заведениях, где будут обучать этому ремеслу. В принципе основу они должны иметь общую, но готовить себя к работе с тем или иным режиссером. Хотя должна быть общая система координат: что надо знать второму режиссеру, являющемуся начальником штаба, который будет организовывать съемочный процесс с учетом не только календарного плана, но еще и индивидуального временного режима сцены после консультации с оператором, разговора с художником, актерами. Они должны создавать максимально комфортные условия для максимальной отдачи всех служб. Вот тогда это будет качественно и режиссеру будет легче.
И опять же на форуме Вы упоминали, что в планах существует создание кинофабрики. Что это будет такое?
Кинофабрика – это комплексное производство, мощное, большое с павильонами, техникой, жильем. Со всеми вытекающими отсюда необходимостями и потребностями, которые нужны кинопроизводству. В том числе, я думаю и прокат.
А что касается Вашего творчества. Вы сейчас работаете над картиной "Утомленные солнцем-2"…
Да.
Расскажите, что это будет за фильм.
Это два больших фильма. 41 и 43 годы. С теми же персонажами. Картина о войне и об очень личных отношениях между людьми на фоне того, что происходит на войне.
Что будете снимать после "Утомленных солнцем"?
Я не загадываю так далеко. У меня планов много. Я их как пельмени забрасываю, что первое всплыло, то я и ем.
Обозреватель Светлана Гильдюк