"Культурное" увольнение
Минувшая неделя для культурной жизни столицы ознаменовалась открытием ММКФ и весьма странным увольнением худрука театра им. Станиславского Александра Галибина
Москва. 24 июня. INTERFAX.RU - Уходящая неделя ознаменовалась открытием очередного Московского кинофестиваля, который, как всегда, открыли с большой помпой. Даже с еще большей, чем обычно, учитывая восторги организаторов по поводу мировой премьеры "Трансформеров". Ощущение собственной причастности делам мирового кинематографа у нас, как обычно, почти равносильно экстазу и в будущем наверняка станет козырным аргументом, как только речь зайдет о несостоятельности нашего кино на мировой арене. Хотя всем понятно, что факт мировой премьеры мегаблокбастера в рамках Московского фестиваля ровным счетом ничего не говорит о международном признании фестиваля. Скорее о том, что, несмотря на призывы всячески расширять прокат отечественного кино, мы по-прежнему готовы быть одной из самых выгодных для Голливуда прокатной площадкой. На сегодняшний день Россия – пятый по объемам прибыли, полученной голливудскими компаниями в этом году.
То есть одной рукой призываем, другой – ставим преграды. Никита Михалков заявил по этому поводу, что он сам, дескать, заложник данной ситуации – вроде надо бы и свое кино продвигать, но и от таких гламурно-денежных предложений отказываться нельзя. Ну что тут скажешь? Наверное, только то, что весь мир так живет – и собственное кино двигает, и на чужом деньги зарабатывает. Просто надо меньше говорить и призывать. Не получается пока двигать свое кино – что ж, подождем, всему свой час.
Пока полным ходом шли приготовления к одному из главных событий культурного года, напротив кинотеатра "Пушкинский", где по традиции открывается ММКФ, на другой стороне Тверской, разыгрывалась вроде бы локальная, но очень показательная драма: худрук Театра им. Станиславского Александр Галибин, вернувшись из Департамента по культуре Москвы, где ему сообщили об увольнении и утешили вероятностью все-таки возобновить с ним контракт, с изумлением читал в Интернете многочисленные интервью Валерия Беляковича, уже назначенного вместо него, Галибина.
То, что Галибин не удержится на своем месте худрука, уже мало кто сомневался. Однако никому не приходило в голову, что кадровая перестановка в театре произойдет вот таким образом – унизительным, оскорбительным для человека, три года назад назначенного на это место. Вообще, сама по себе картина неприятная, странная, для культурных сфер давно забытая. Какая-то причудливая смесь демократии (точнее – квазидемократии) и солдафонства: мол, мы тут сами все знаем, а разговаривать с вами нам недосуг – у нас есть дела поважнее. Это уж не говоря о том, что вообще принимать решения на основании недовольных писем – дело проигрышное и серьезной структуры не очень достойное. Кто в этом затяжном конфликте прав, кто виноват – вопрос другой, не о том речь. А о том, что если уж конфликт разгорелся, то для начала надо попробовать в нем разобраться и притушить, а уже потом выносить решения в удобоваримой форме и без обмана, не играя со взрослым человеком, худруком московского театра, как кошка с мышкой. И, кстати, пусть теперь Департамент будет готов к новым письмам и новым конфликтам – прецедент создан, и найдутся многие, кто захочет им воспользоваться.
Обозреватель Екатерина Барабаш