Конкурентное правительство: миссия (не)выполнима?

"У нас есть конкурентоспособное правительство", - уверен первый вице-премьер Игорь Шувалов. С ним не согласен министр финансов Алексей Кудрин. Бизнесмены склонны поддержать последнего: по данным голосования, плохое качество госуправления - одна из важнейших причин низкой конкурентоспособности России

Фото: ИТАР-ТАСС

Санкт-Петербург. 17 июня. FINMARKET.RU - Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин разошлись в своей оценке конкурентоспособности правительства РФ. Во время делового завтрака Сбербанка "Конкурентоспособная Россия: миссия (не)выполнима?" на Петербургском экономическом форуме И.Шувалов традиционно пытался уверить, что Россия, пусть не очень быстро, но все же движется в правильном направлении, в то время как А.Кудрин опять же традиционно выступил в амплуа дежурного пессимиста.

"У нас есть конкурентоспособное правительство"

"Я уверен, что у нас есть конкурентоспособное правительство, Герман Оскарович (Греф, глава Сбербанка), это уже из тех элементов, которые вы назвали, очень важно", - сказал И.Шувалов, обращаясь к Г.Грефу в ходе делового завтрака в рамках Петербургского экономического форума.

Как отметил до этого Г.Греф, задача повышения конкурентоспособности впервые была сформулирована четко в 2003 году в то время президентом РФ Владимиром Путиным, когда он сказал, что "наша задача - сделать конкурентоспособным компании, товары, людей и правительство". С тех пор эта задача остается одной из важных, отметил глава Сбербанка, однако рейтинг конкурентоспособности России "неуклонно снижается за последние годы".

"Усилия со стороны правительства очень значительны, но объективные показатели, которые видим по международным рейтингам, - отсутствие динамики. В чем проблема, что нам нужно сделать, что мы делали не так в эти годы?", - спросил Г.Греф.

"Основное, почему это произошло, - Россия не оправдывает, может быть, давнишних ожиданий, которые есть и у инвесторов, и у граждан России, и тех, кто проживает за рубежом, по скорости трансформации общественных институтов, развития бизнеса и всему, что этому способствует", - сказал И.Шувалов.

Первый вице-премьер добавил, что, несомненно, Россия развивается. "Развивается ли Россия? Конечно, если посмотреть на Россию десятилетней давности и то, что сегодня", - отметил он.

Вместе с тем, по мнению И.Шувалова, зарубежные партнеры и российские граждане не удовлетворены скоростью происходящих в стране изменений. "Самое главное - мы во всех этих изменениях не ощущаем определенной степени свободы. Степени свободы, для того, чтобы заниматься предпринимательством, уделять значительное внимание своим профессиональным навыкам", - заявил он.

"Мы понимаем, что мы находимся в достаточно сложном периоде. Этот период связан с выборами. Зимой состоятся выборы в Госдуму, в марте - выборы президента", - напомнил И.Шувалов. "У тех, кто работает в правительстве, политических партиях, общественных организациях, и у граждан, которые составляют главное наше богатство, есть большие ожидания. То, что в будущем году, после того, как все предвыборные компания завершатся, состоится общественный консенсус. Он будет выражаться в определенных действиях президента, правительства, законодателей", - считает он.

"Я бы поспорил с Игорем Ивановичем"

А.Кудрин оценил конкурентоспособность правительства РФ не столь высоко, как И.Шувалов. "Я бы поспорил с Игорем Ивановичем (Шуваловым) по поводу конкурентоспособности правительства", - сказал он. По словам А.Кудрина, в первую очередь речь идет "о кадровом составе правительства, идеях, которые мы защищаем, политике, которую проводим".

"Из всех факторов, которые называются, и конкуренция, и правила, институты, образование, квалификация, и другие возможности, связанные с природными возможностями России, самый главный фактор - готовность правительства проводить модель и реализовывать некоторые институты", - отметил он.

Между тем, по его словам, правительство до сих пор не в полной мере реализует вывод государства из бизнеса. Кроме этого, до сих пор члены правительства пытаются создавать особые условия для деятельности отдельных отраслей и предприятий, что также не свидетельствует о его собственной конкурентоспособности, считает министр.

"Если сказать, что является в действиях правительства недостаточно, на мой взгляд, отработанным, реализуемым, то это недостаточная нацеленность на создание конкуренции и институтов", - сказал он.

А.Кудрин отметил, что последние 10 лет ведется активное обсуждение необходимости сокращения присутствия государства в экономике. "У нас значительная часть предприятий или государственных, или с госучастием. Есть и другие формы влияния через государственные рычаги на состояние бизнеса. От этого мы пока не смогли в должной степени отступить", - сказал он.

"Я сейчас вижу очередные заявки министерств и ведомств к новому бюджету на следующий период - в двух третях случаев это просто предложения о дополнительной государственной поддержке, часто не равной, а выборочной, отдельных отраслей и даже отдельных бизнесов внутри отдельных отраслей. Это как раз уменьшает конкуренцию", - отметил он.

"Я могу по фамилиям называть министров, которые это предлагают. Если мы реализуем их предложения, мы станем еще дальше от конкуренции, мы не создаем равных условий для бизнеса", - сказал министр.

Правительству, по словам А.Кудрина, в большей степени удается выдерживать конкуренцию в финансовой сфере.

"В финансовой сфере у нас низкий госдолг, нам удавалось держать хороший баланс бюджета, и (. . .) если в общем рейтинге конкурентоспособности Россия находится дальше стран БРИК, то по финансовому балансу и финансовым возможностям мы находимся в пределах 30 ведущих стран", - отметил министр.

Однако и в этой сфере "качество регулирования, надзора, прозрачность еще недостаточны", считает А.Кудрин.

Две главные беды: коррупция и качество госуправления

Коррупция и неразвитость института защиты собственности является основной причиной низкой конкурентоспособности России, полагает деловое сообщество.

Представители российского руководства, эксперты, российские и иностранные инвесторы, приглашенные Сбербанком на деловой завтрак, в ходе голосования по этому вопросу отдали за этот пункт 46% голосов, озвучил итоги голосования президент Всемирного экономического форума Клаус Шваб.

На втором месте - недостаточное качество государственного управления (31%). Кроме того, экономика страдает от низкого уровня конкуренции (17%). Фактор конкурентоспособности компаний, а также образование и качество профессиональной подготовки получили по 3% голосов. К финансовой системе у делового сообщества и представителей власти претензий нет - за этот пункт никто из аудитории не проголосовал.

Борьба с коррупцией стала лидером и финального голосования на завтраке, в ходе которого участникам предложено было выбрать главный приоритет следующего российского правительства после президентских выборов. 69% назвали реформу судебной системы и борьбу с коррупцией, на втором месте в приоритетах правительства бизнес впервые указал создание "инновационной экосистемы".

Президент группы "Онэксим" Михаил Прохоров, выступая на деловом завтраке, отметил, что та модель управления страной, которая давала эффект последние 10 лет, просто себя исчерпала. "Это нормально, мир быстро меняется. Наша нынешняя система управления не отвечает на простой вопрос: проблема, которая возникает, должна решаться в том месте, в котором она возникла. Мне кажется, нужно нормальное распределение полномочий между федеральным центром и регионами", - сказал он.

По его мнению, главный приоритет в обществе должен быть во всемерном повышении производительности труда: "Это единственное условие, при котором мы можем обеспечивать благосостояние граждан, а не перераспределение нефтегазовых доходов, которые очень сильно зависят от конъюнктуры".

Еще одним недостатком российской экономики, с точки зрения М.Прохорова, являются "старые довлеющие стереотипы, например, вера в эффективность оборонки". По его словам, мировой опыт показывает, что 90% инноваций идет из гражданской отрасли, а не из оборонного сектора.

Наконец, М.Прохоров отметил, что Россия - "не очень технологичная страна".

"Мы, даже затевая какое-то важное изменение, на полпути останавливаемся, а потом еще меняем правила игры. Примеров можно много привести: энергореформа, реформа образования, реформа рынка труда. (. . .) Надо доводить реформы до конца, тогда, я убежден, у нас с конкурентоспособностью будет все нормально", - полагает бизнесмен.