Зеленый свет воспитанию

В России все фильмы по комиксам автоматически попадают в два канала. Первый – это фанаты данной "вселенной", готовые проглотить любую дрянь с любимыми героями. Второй, куда попадет "Зеленый фонарь", - это насмешливые подростки, которые должны будут разбираться в новой для них истории

Москва. 16 июня. INTERFAX.RU - "Зеленый фонарь" - прекрасное название. В нем слышатся отзвуки чего-то магического, романтичного, какой-нибудь Мишель Гондри или Педро Альмодовар. А еще вспоминается рассказ про Владимира Ильича Ленина, который тихо и уютно работал при свете зеленой лампы, подаренной ему заботливой Надеждой Константиновной еще в ссылке.

Ничего подобного в фильме, конечно, нет, и романтики в нем самый-самый минимум. Главному герою, талантливому оболтусу, воздушному асу, одна девушка "дает" в самом начале фильма, а другая, главная героиня, готова отдаться в любой момент вне зависимости от того, супермен он сейчас или нет. Так что обычной для комиксов мотивировки "спаси мир, чтобы она тебя поцеловала", ждать не будем.

"Вселенная" этого комикса проста донельзя. Где-то на далекой-далекой планете есть добрая супер-раса, которая наблюдает за тем, чтобы в мире царил порядок. Полицейскими у них служат "зеленые фонари" - парни в зеленых костюмах, с зелеными кольцами и способностью материализовывать свои мысли. Например, представляет он, что на врага наезжает автомобиль, и происходит именно это. То есть, чем безумнее фантазия у "фонаря", тем хуже придется его сопернику. Чем-то напоминает бой волшебников из мультика "Меч в камне". Весь мир поделен на квадраты, у каждого из которых свой "фонарь" в качестве участкового. Зло представлено представителем супер-расы, который некогда перешел на темную сторону и обрел огромную власть. Типичный пример падения верховного ангела. А история начинается с того, что один из полицейских погиб на планете Земля, успев передать эстафету уже упомянутому оболтусу.

Теперь о самом фильме. Технически он сделан довольно просто. Мир землян показан кинематографически, все инопланетное выполнено в нарочито мультяшной CG-форме. Это забавно и напоминает старые sci-fi фильмы, которые теперь так смешно смотреть. Жалко только, что режиссер не считает это стилизацией и пародией, - это вообще беда большинства фильмов по комиксам. Там, где режиссер пытается добиться пафосного, величественного звучания, публика начинает хохотать, почувствовав фальшь и вторичность. Формально "Фонарь" вторичен в каждой сцене, начиная с отсылов к Top Gun и заканчивая почти "звездновойновскими" цитатами. Расшифровывать эти полуцитаты-полуворовство временами даже становится скучновато. Никакой другой аудитории, кроме чисто подростковой фильм не выдержит.

Зато именно ей фильм посмотреть вполне стоит. В качестве центрального конфликта стоит антиномия страх-воля. Только если человек перестает бояться чего бы то ни было, он способен победить, а страх обязательно подавит его и подчинит. К этому выводу иногда слишком дидактично ведут создатели фильма. Герой фильма – идеальный вариант для идентификации. Он молод, силен и энергичен. Ему нужна не столько конкретная девушка, сколько просто девушка. Он сирота, но очень переживает, что потерял отца, - это очень похоже на одиночество подростка, который не может найти контакт с родителями, но при этом нуждается в них гораздо сильнее, чем готов в этом признаться. У него есть "повернутые" друзья, один из которых может однажды предать, оказаться заклятым врагом, отбить девушку, например. Из-за этого с ним следует подраться, конечно. И каждый подросток переполнен страхом, который ведет его в неверном направлении. "Зеленый фонарь", предсказуемый и неизобретательный, - это наглядное пособие для такого мальчика, который хочет превратиться если не в мужчину, то хотя бы в юношу. Вносим в школьную программу!

Обозреватель Сергей Сычев

Новости