Где Ходорковский и Лебедев
Родные и адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по-прежнему пребывают в полном неведении, где находятся этапированные в прошлую пятницу из СИЗО экс-глава НК "ЮКОС" и бывший руководитель МФО "МЕНАТЕП"
Москва. 14 июня. INTERFAX.RU - Местонахождение экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева по-прежнему неизвестно их родным. "Никакой информации на данный момент нет", - сказал во вторник "Интерфаксу" адвокат Ходорковского Вадим Клювгант. Он так же отметил, что неизвестна и реакция Преображенского суда Москвы на ходатайство осужденных об условно-досрочном освобождении.
"Документы зарегистрированы в суде. Какое будет принято решение, посмотрим. Один раз суд уже продемонстрировал свою "приверженность" закону, возвратив ходатайство", - сказал Клювгант. Со своей стороны адвокат Лебедева Елена Липцер отметила, что Федеральная служба исполнения наказаний о месте нахождения Ходорковского и Лебедева уведомит не защитников, а их родственников. "Они с нами связываться не будут. Информацию предоставят родственникам. Как это будет сделано, в какие сроки, непонятно", - сообщила Липцер.
В минувшую пятницу супруге экс-главы Ходорковского сообщили, что ее муж этапирован из "Матросской тишины" для отбывания наказания. В тот же день адвокатам Лебедева не удалось встретится с подзащитным в следственном изоляторе. "Я два часа прождала в кабинете, потом спустилась вниз на встречу, но мне сказали, что Лебедева в СИЗО уже нет", - сказала "Интерфаксу" Липцер. Другой защитник Константин Ривкин предположил, что недопуск адвокатов в СИЗО говорит об этапировании осужденного. В субботу адвокат Ходорковского Наталья Терехова выразила сомнение "Интерфаксу", что информацию о его местонахождении можно будет получить раньше 14 июня. По ее словам, уведомление о том, в какую колонию направлен Ходорковский, должны получить его родственники. "Обычно присылают по почте, но закон не предусматривает определенного способа", - добавила Терехова.
Неделю назад супруга Ходорковского Инна назвала давлением действия силовых ведомств, связанные с этапированием мужа. Правозащитники обвинили администрацию СИЗО в том, что им намеренно не дали пообщаться с Ходорковским и Лебедевым перед этапом. "Я наблюдаю полный спектр психологического давления. Тяжело воспринимать взрослых, вроде образованных людей, и так мелко глумящихся над человеческими судьбами", - цитирует Ходорковскую сайт пресс-центра ее адвокатов. "Мне очень жаль, что стало уже предсказуемо поведение людей при исполнении, связанных с моим мужем", - добавила она.
В свою очередь член общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания по городу Москве Зоя Светова пожаловалась на то, что администрация "Матросской тишины" не дала ей встретиться с Ходорковским перед его отправкой в колонию. "Мы с членом общественной наблюдательной комиссии Лидией Дубиковой пришли в СИЗО в 11:00. Мы попросили пообщаться с Ходорковским. Нам сначала сказали, что он на режимном мероприятии, потом сказали, что он якобы на прогулке. Затем мы ходили по больнице "Матросской тишины", они тянули время (работники СИЗО - ИФ), но около часа дня сказали: пойдемте сейчас к нему. Когда мы пришли в шестой режимный корпус с и.о. начальника СИЗО, то корпусной сказал ему, что Ходорковского нет, что его где-то в начале 12.00 увезли на этап", - рассказала Светова, слова которой приводятся на сайте пресс-центра Ходорковского. "Когда мы зашли в камеру, то там было еще два человека, которые подтвердили, что Ходорковский ушел на этап с четырьмя сумками", - сказала она.
Аналогичная картина, по словам Световой, ее ждала в бывшей камере экс-руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева. "Там уже никого не было, поскольку его сокамерники ушли на прогулку, но было понятно, что Лебедев тоже уехал. Из его вещей осталась только куртка на вешалке, в которой он обычно был на судебном процессе, и бумаги, относящиеся, по-моему, к уголовному делу", - отметила она. "Я считаю, что они (администрация СИЗО - ИФ) специально тянули время, чтобы мы не могли с ними встретиться. Они не хотели, чтобы мы с ними общались", - приводит сайт слова Световой.
В пятницу стало известно, что Ходорковского и Лебедева вывезли из СИЗО "Матросская тишина" в колонию, место расположения которой пока не раскрывается. Предполагается, что родственники осужденных будут оповещены об этом в течении 10 суток. Двадцать четвертого мая 2011 года Мосгорсуд снизил срок наказания Ходорковскому и Лебедеву с 14 до 13 лет лишения свободы. Срок исчисляется с 2003 года - со дня ареста по "первому делу" ЮКОСа. Таким образом, осужденные должны выйти на свободу в 2016 году. Ранее Хамовнический суд Москвы приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам лишения свободы за хищение нефти и легализацию выручки от ее продажи. Оба фигуранта направили в Преображенский суд Москвы ходатайства об Условно-досрочном освобождении.
После приговора по первому делу до декабря 2006 года Михаил Ходорковский отбывал наказание в испролнительной колонии № 10 общего режима города Краснокаменск в Читинской области. Между тем, согласно статье 73 УК РФ, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Тогдашний глава ФСИН объяснил направление Ходорковского и Лебедева от отдаленные колонии отсутствием мест в расположенных рядом с Москвой колониях и необходимостью обеспечения безопасности Ходорковского и Лебедева. Ходорковский обжаловал в суд своё направление в отдаленную колонию, но безуспешн.
Согласно данным Lenta.ru, в колонии Ходорковский занимался шитьем рукавиц. В январе 2006 г. Ходорковский был помещен на семь суток в штрафной изолятор за наличие у него документов, которые, по мнению администрации, осужденным запрещено иметь при себе (в ходе проведенного обыска у Ходорковского были обнаружены и изъяты два приказа Минюста и утвержденные этими приказами инструкции, касающиеся прав осужденных, содержащихся в исправительных колониях). В марте 2006 г. Ходорковский был помещен на семь суток в штрафной изолятор за «употребление пищи вне специально отведенного для этого места».
В ночь с 13 на 14 апреля 2006 г. заключенный Александр Кучма порезал Ходорковскому лицо сапожным ножом. В январе 2009 г. в Мещанский районный суд Москвы поступил иск Кучмы к Ходорковскому о возвмещении морального вреда в сумме 500 тысяч рублей за якобы имевшие место сексуальные домогательств Ходорковского к Кучме. В феврале 2009 г. бывший бригадир швейного цеха Краснокаменской колонии Денис Юринский рассказал, что, по его мнению, Кучма порезал Ходорковского ножом для того, чтобы его перевели из колонии в СИЗО, так как в начале 2006 года в Краснокаменскую колонию поместили человека, с которым у Кучмы несколько лет назад был конфликт в другой колонии. 25 вевраля 2009 г. Мещанский районный суд отклонил иск Кучмы. В мае 2011 г. А.Кучма рассказал, что некие приехавшие в колонию два человека в штатском избив Кучму и угрожая убить, заставляли его ударить спящего Ходорковского ножом в глаз, но Кучма решил нанести Ходорковскому лишь небольшую травму. Затем Кучму, по его словам, заставили перед камерой рассказывать, что он ударил Ходорковского ножом из-за сексуальных домогательств Ходорковского к нему.
Между тем, наблюдатели ждут результатов идущего в эти минуты опроса бывшего пресс-секретаря Хамовнического суда Москвы Натальи Васильевой. "Действительно, сегодня бывшая сотрудница Хамовнического суда Наталья Васильева приглашена в Следственный комитет для опроса в рамках процессуальной проверки, проводимой по заявлению адвокатов Ходорковского и Лебедева", - сказал сегодня утром официальный представитель СК РФ Владимир Маркин "Интерфаксу". Маркин также отметил, что в рамках проверки "проводятся и другие мероприятия, направленные на выяснение тех обстоятельств, на которые ссылаются заявители". Васильева на опросе в Следственном комитете в Москве во вторник передала следствию три страницы резолютивной части приговора экс-руководителям "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, не оглашенного судьей Виктором Данилкиным, сообщили в правозащитной ассоциации "Агора". "В перечеркнутом документе с тремя восклицательными знаками на каждой странице указано: "Окончательно назначить Ходорковскому М.Б. наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима". По Платону Лебедеву в фотокопии, переданной сегодня в Следственный комитет, также указано 10 лет. Наталья Васильева пояснила, что эти документы попали случайно в ее папку с подписанными документами", - говорится в сообщении "Агоры", поступившем в "Интерфакс" во вторник. Документы переданы представителю СКР генерал-майору Александру Дрыманову, сказала адвокат, правовой аналитик "Агоры" Ирина Хрунова, которая представляет интересы Васильевой.
Ранее адвокат, юрист правозащитной организации "Агора" Ирина Хрунова сообщила, что Васильеву вызвали в СК РФ. "К 10:00 мы приглашены на опрос по факту заявления бывшего главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского о фальсификации приговора", - сказала Хрунова "Интерфаксу" во вторник. В феврале Васильева в интервью сетевому изданию Газета.ру заявила, что на судью Хамовнического суда Виктора Данилкина в связи с делом ЮКОСа постоянно оказывалось давление, а оглашенный им приговор был фактически написан в Мосгорсуде.
Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил на это, что заявление Натальи Васильевой о давлении на судью по второму "делу ЮКОСа" Виктора Данилкина является вымыслом, заявил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. "Из показаний Васильевой следует, что данное ею интервью журналистам основано только на ее догадках и предположениях и никакими объективными данными не подтверждено", - сказал В.Маркин "Интерфаксу" во вторник.
Адвокаты Михаила Ходорковского настаивают на возбуждении уголовного дела в связи с нарушениями по так называемому второму делу ЮКОСа. "Следственный комитет обязан был начать проверку, и на этом настаивала защита", - сказала "Интерфаксу" во вторник адвокат Ходорковского Наталья Терехова, комментируя вызов в Следственный комитет на опрос Васильеву. При этом Терехова заявила, что адвокаты Ходорковского обращались в СКР с заявлением "не только о проведении следственной проверки, но и о возбуждении уголовного дела".
Обозреватель Владимир Шишлин