Безразличие как желаемое

Закрылся "Кинотавр", награды розданы, победители вместе с Владимиром Пресняковым отметили свой триумф на пляже гостиницы "Жемчужина", а нам остается только с надеждой ожидать ММКФ и верить, что мы еще чего-то дождемся

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 14 июня. INTERFAX.RU - Послевкусие неоднозначное, но, кажется, разделяемое многими. XXII "Кинотавр" заявил себя как серьезнейшая бизнес-площадка, форум, поддерживающий и обсуждающий новые тенденции в кино. Но конкурс, который всегда был главным событием фестиваля, не оставил ничего. "Безразличие" Олега Флянгольца – это не только фильм, получивший от жюри главный приз, но и название того чувства, которое оставил этот главный национальный киносмотр страны.

О хорошем говорить приятнее. На "Кинотавре" в этот раз было очень концентрированное расписание интересных событий. Пять мастер-классов ведущих режиссеров, в том числе всемирно известных: Клэр Дени и Шарунаса Бартаса. Три круглых стола, обозревающих интернет-прокат, постсоветское кино и феномен "новой" волны русских режиссеров с их "чернухой". Питчинг. Детальный анализ проекта на примере нового фильма Хлебникова "Пока ночь не разлучит". Плюс внимание к короткому метру на всех уровнях: короткометражный конкурс, рекламные ролики, сверхкороткое кино длительностью до минуты, итальянские короткометражки, подборка Future Shorts – такого на "Кинотавре" еще не было, и теперь любой мог убедиться, насколько неверно считать малые формы уделом студенческого кино. Короткий метр – это серьезное искусство и бизнес, которыми можно заниматься. То есть на "Кинотавре" прошел целый комплекс мероприятий, призванных расширить представления о современном кино у профессионалов, и это еще не считая ретроспектив, которые делают то же, но по вертикали.

Но – параллельно с "Кинотавром" всегда проходит Кинорынок. Любой журналист и профессионал на фестивале регулярно ходил мимо рекламных плакатов, извещающих нас о том, что страна будет смотреть в ближайшие полгода. Так вот, она будет смотреть американские фильмы в 3D, рассчитанные на подростковую аудиторию и инфантильное поколение «до 35» лет. Последняя статистика удручает: за последний год в десятку лидеров проката попали всего два российских фильма, а в перспективе интерес к отечественному кино снизится еще сильнее. Зритель наше кино не прнимает.

Ясно, что грамотные и все просчитывающие профессионалы от кино в панике. Мы тут собираемся, награждаем кого-то, стимулируем новые тенденции. Для себя, что ли? Чтобы на пляже отдохнуть. Вот отборочная комиссия каждый год старается набрать как можно больше коммерческих фильмов в конкурс, пойти навстречу зрителю. Критики идут на эти фильмы, ждут, что вот-вот появится новый Василий Шукшин, который будет безоговорочно нравиться и людям с хорошим вкусом, и попкорновой аудитории. И что-то как-то не ладится.

14 фильмов плюс открытие "Двумя днями" и закрытие "Еленой". Обычно после "Кинотавра" каждого приехавшего оттуда все спрашивают, есть ли такой фильм, который должен посмотреть каждый уважающий себя любитель кино. В прежние годы один-два, а то и три таких фильма, можно было назвать. В этот раз – молчание. Конечно, если сравнивать, то лучшим фильмом на безрыбье будет "Охотник" - просто за счет однажды найденного режиссером еще в "Шультесе" способа киногенизации реальности с помощью подручных средств. Только как этот фильм советовать? Потому что первый час человек проспит, а в оставшиеся полчаса проведет время с открытым ртом (может быть). Но куда делся первый час, не знает никто, в кадре нет ничего, за что мог бы зацепиться глаз. Но этот фильм лучший в конкурсе, мы, критики, дали ему "Слона", а жюри – приз за режиссуру.

Дальше начинается без-образие. Именно так, через дефис, потому что образы кино должны жить в сознании. Роман Каримов не вытянул сценарий до уровня трэша, Константин Буслов снял банальщину про бычье в стиле "Жмурок", Гордон не смог разобраться со своей китчевой Одессой, Шамиров не ушел от театрализованности в "Упражнениях в прекрасном"… Не хочется. Худшее не то, что про каждый фильм конкурса можно наговорить гадостей, а что приходится напрягать память, чтобы вспомнить фильмы, просмотренные два-три дня назад. Слишком вторично все, как-то недоделано, недодумано. Вот главный призер, "Безразличие", с молодым Бондарчуком, анимацией и сюрреалистическими подробностями. Ну ведь это было уже, и в лучшем качестве. У Дебижева, у Ковалова было как раз двадцать лет назад. Нугманов недавно в этом же стиле "Иглу" переделал, не слишком хорошо. Видно же, что изображение закольцовано за неимением материала, что компьютерная графика дешевая, что когда не хватает идеи, режиссер хватается за аттракцион. Решение жюри под управлением Миндадзе странно, он обещал, что наградит только того, кто его удивит. Не мог его удивить Флянгольц, не верю. Считаю решение своеобразной грустной шуткой в адрес конкурсной программы. Безразличны и жанровые глянцевые поделки, и очевидный артхаус, и середнячки, которые теперь принято называть мейнстрим. Где тут "мейн"? Один "стрим", и то без зрителя, который, конечно, на эти фильмы не пойдет. Дуня Смирнова сделала забавный коммерческий фильм «Два дня», который может удовлетворить охочего до романтических комедий про золушку зрителя. А фильм Звягинцева – это не кинотаврский фильм, другая линейка, и разговор о нем нужен особый.

Что смотреть после "Кинотавра" тем, кто на нем не был? Качать в интернете короткометражное кино – там много свежего, а времени на ознакомление требуется немного. И ждать ММКФ – там обещают новых Сигарева и Лобана. А "Кинотавр" и вообще русское кино в этот раз лучше любить на расстоянии.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости