Это загадочное слово "импорт"
Корреспондент Interfax.ru попытался выяснить, попадают ли европейские овощи на столы поваров московских кафе и ресторанов, а заодно узнал силу слова "импорт"
Москва. 6 июня. INTERFAX.RU – Пока в Германии и прочих странах Европы ищут источник инфекции, то оправдывают, то снова обвиняют огурцы, говорят об опасности пророщенных бобов, в Москве все идет своим чередом: ритейлеры рапортуют, что выполняют все предписания Роспотребнадзора относительно изъятия с прилавков европейских овощей, эксперты просчитывают вероятность повышения цен на овощную продукцию, а аграрии рапортуют о готовности обеспечить нас всем необходимым.
Сами же россияне пока более чем спокойны. Небольшой блиц-опрос, проведенный на нашей странице в Facebook, показал, что многие даже не задумываются о том, продукцию какой страны они покупают. Но есть и те, кто задумывается. Мы поставили нас на место последних и решили выяснить, знают ли администрация и повара московских ресторанов и кафе, откуда к ним на столы попадают овощи. Как выяснилось, ответ на этот вопрос есть далеко не у всех рестораторов и их команд.
Так, в кафе-клубе Bontempi на Никитском бульваре корреспонденту ответили, что "поставку осуществляет фирма, а где и чего она достает, я не могу сказать". "Где они берут – откуда я могу знать? Посетители не спрашивали", - ответил сотрудник кафе. В кафе Artefaq собеседник агентства предположил, что овощи, должно быть, привозят из разных стран, но точно ответить не мог. "Не могу сказать, откуда привозят – нам поставщики привозят. Посетители не спрашивали", - сказал он. В Большом кафе Артемия Лебедева корреспонденту объяснили, что "понятное дело, что все рестораны сотрудничают с фирмами-поставщиками", поэтому конкретно в ресторане о том, откуда приехали овощи, ничего неизвестно, и следует поинтересоваться о поставщика, поскольку "так будет вернее найти правду".
В вегетарианском ресторане "Джаганнат" сотрудница ресторана ответила, что не вполне уверена, и лучше уточнить на складе, правда, дозвониться туда не удалось. Она отметила, что у посетителей "отказов не было". "Единственно, вчера вопрос задали "А у вас огурцы какие?" – но, насколько я знаю, у нас огурцы отечественного производства", - отметила собеседница агентства, попросив "уточнить у менеджера по покупкам".
В вегетарианском кафе "Авокадо" на Чистых прудах управляющий Голиков Николай заявил, что в заведении "российские овощи и небольшой ассортимент из Греции". В кафе на Большой Дмитровке "Август" и DoDo на Петровке собеседники агентства отметили, что о происхождении овощей они ничего не знают, но на этот вопрос может ответить шеф-повар. Правда, дозвониться до него в понедельник не удалось.
В кафе "Маяк" собеседник агентства на вопрос корреспондента воскликнул: "У нас в ресторане не растут овощи! У нас вот есть специальный закупщик, он покупает овощи на рынке. Ну, в Магадан он не ездит – наверное, в Москве берет. У нас на рынке продают овощи, их продают, наверное, завезя с российских полей. И, раз Европа не дает, из Турции и Китая", - отметил он, пригласив к телефону бухгалтера Светлану. Бухгалтер Светлана открыла накладную и перечислила: "У нас из разных стран привозят овощи, по накладной которые идут. Что-то из России, что-то нет. Овощи и фрукты мы покупаем все на фирму. К ним идет сертификация качества. Израиль, Голландия, Китай, Израиль, ЮАР, Голландия, Аргентина".
В вегетарианском кафе Yoga Dom таинственно сообщили, что у заведения "есть поставщик". И посоветовали принести "свои официальные бумажки", чтобы доказать право задавать подобные вопросы. "Я вам хочу сказать, что мы не берем запрещенных продуктов. На все есть свои сертификаты", - заявила собеседница агентства. На вопрос, привозят ли овощи из стран ЕС, она ответила отрицательно.
Четко на вопрос ответили в отделе закупок ресторана "Тануки". "Не закупаем овощи в Европе. У нас овощи российского происхождения", - подчеркнули там. В сетевом ресторане японской кухни "Япоша" отметили, что "в основном это российские производители плюс Турция". "Еще даже до указа Онищенко о запрете у нас было принято решение полностью перейти на отечественного производителя по овощам и фруктам. Прежде томаты были отечественного производства, а огурцы – голландские и бельгийские, а испанских не было", - рассказал собеседник агентства.
Убедившись, что в кафе и ресторанах искать следы испанских огурцов и немецких томатов – весьма занятная и долгая история, наш корреспондент отправился в магазины, решив проверить, смогут ли там ему дать внятный ответ о происхождении овощной продукции на прилавках. Разумеется, ритейлеры сразу после того, как стало известно о запрете, заявили, что переформатируют поставки в пользу разрешенных поставщиков, а запрещенные овощи исчезнут с прилавков. Однако, как показало небольшое исследование корреспондента, по факту выяснить происхождение овощей практически невозможно: вместо страны производителя красуется эффектное слово "импорт", а продавцы теряются, когда их просят назвать страну-производителя овощей.
Первым на пути корреспондента оказался супермаркет сети "Магнолия", где холодильники с овощами находятся по соседству с кисломолочными продуктами. Там на прилавках притулились кабачки, в больших количествах лежал красный и желтый перец –овощи без прозрачной упаковки. По бортику полок на ценнике значилось: Баклажаны импорт, Перец красный импорт, перец желтый импорт. На вопрос корреспондента о том, что за страна, которая импортирует в "Магнолию" перец, продавцы - как один пожали - плечами.
В супермаркете домашней еды "Бахетле" внезапный ценник, как в "Манголии", проявился вновь, как в детской считалке, где "на золотом крыльце сидели". В плетеных картинках, ступенчато заставляющих овощной отдел, лежали: "морковь импортная", "огурцы импортные", "баклажаны импортные", "импортные" же помидоры и мешок голландского картофеля. Мальчик, заправляющий отделом, отлучился спросить, откуда в магазин пришли овощи, и ответ был дан скучный и предсказуемый: "Никто не знает". Видя, что вопроса про Пушкина не будет, мальчик прибавил: "Но все остальное – российское".
Обозреватель Серафима Скибюк