По боевой тропе Охлобыстина

Выпустить на сцену искрометного и саркастичного Охлобыстина – ход гораздо более сильный, чем устраивать трибуну для двух молодых актеров, позирующих перед фотографами, как это было сделано в прошлом году

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Несмотря на пасмурную погоду по голубой дорожке прошествовали к кинотеатру "Зимний" десятки значимых фигур отечественного кинематографа, и началась церемония. За следующие полчаса Иван Охлобыстин предложил собравшимся почувствовать себя на месте продюсера, режиссера, прокатчика и зрителя. Публика с удовольствием приняла правила игры.

Выпустить на сцену искрометного и саркастичного Охлобыстина – ход гораздо более сильный, чем устраивать трибуну для двух молодых актеров, позирующих перед фотографами, как это было сделано в прошлом году. Охлобыстин не пощадил никого, и в то же время сделал это в настолько гламурной, симпатичной манере, что вроде как никто не обиделся на сатиру. А ведущего на церемонии вовсе не было – только магический голос невидимого модератора, объявлявшего выход на сцену. Может, и к лучшему, что не было. Вышло, что Охлобыстин запустил мышление и эмоции в определенную сторону, а уже в этом векторе события нанизывались одно на другое.

Конечно, Роднянский и Бондарчук, руководящие "Кинотавром", конечно, министры культуры (в прошлом и настоящем) Швыдкой и Авдеев, пытающиеся и остроумно поддеть друг друга, и поздравить собравшихся с началом фестиваля. Конечно, и вызов на сцену жюри. В короткометражном конкурсе председатель – Михаил Кричман, оператор Андрея Звягинцева. В полнометражном – Александр Миндадзе, который призвал собравшихся к тому, чтобы судить фильмы строго. "Любить не обещаем!", - с шутливой угрозой обратился он со сцены к конкурсантам.

Специальным призом с формулировкой "за честь и достоинство" был награжден Андрей Смирнов – режиссер, сценарист, актер и отец Дуни Смирновой. Широкому зрителю он более всего известен как режиссер фильма "Белорусский вокзал" и исполнитель роли Бунина в фильме Алексея Учителя "Дневник его жены". В фильме "Елена" Андрея Звягинцева он тоже сыграл главную роль. И еще он недавно руководил телепроектом о Госдуме начала прошлого века с Юрием Шевчуком в роли ведущего. Смирнов произнес, по своему обыкновению, саркастическую тираду и приз принял. Как он сказал в разговоре со мной незадолго до начала фестиваля: "Я поблагодарил президента (в этом году Медведев тоже вручил Смирнову какое-то важное звание) и поблагодарю "Кинотавр". Так и произошло. После церемонии, закончившейся все тем же Охлобыстиным с его парадоксами, публике показали фильм Дуни Смирновой "Два дня" с Федором Бондарчуком и Ксений Раппопорт в главных ролях. Фильм – настоящий простор и для критика, и для зрителя, искушенного в кино, и для домохозяек наряду с влюбленными парочками. Последним будет важно то, что это романтическая комедия, а для первых дунины диалоги, метафоры, Хлебников с Брашинским, которые в эпизоде снимают кино, выдуманный писатель в центре сюжета, куча издевательств над Бондарчуком в кадре и Андрей Смирнов в роли министра. К нему там даже обращаются по-настоящему – Андрей Сергеевич. Фильм, кажется, почти всем понравился, и прокатный потенциал у него гораздо больший, чем у "Связи".

На предстоящем "Кинотавре2 ожидается довольно плотный график. Одних только спецпрограмм несколько штук, и среди них полно иностранных картин. В этом есть какое-то соперничество "Кинотавра" с ММКФ, желание интегрировать фестиваль в мировой кинопроцесс. Поэтому приехала французский режиссер Клэр Денни со своим мастер-классом, показывают программу FutureShorts целиком из западных картин, подверстали современное итальянское кино – в общем, можно при желании русское кино на "Кинотавре" пропустить. Другое дело, что такого желания ни у кого нет, а конкурс на этом фестивале почти обязателен к посещению, так как эти фильмы чаще всего представляют собой довольно объективный срез отечественного кинематографа за год. Ближайшие несколько дней покажут, какие фильмы мы будем вспоминать на протяжении года, а какие останутся констатацией большого кризиса, который доминирует в нашей культуре как самостоятельное явление.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости