Ремонт дорог: правила и ошибки

Можно ли ремонтировать дорожное покрытие зимой и почему на московских дорогах образуются глубокие колеи - на вопросы отвечают специалисты

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 мая. INTERFAX.RU – на московских дорогах начался весенний ремонт. Асфальт снимают всюду – и на маленьких улочках, и на важнейших магистралях. Каковы нормы укладки асфальта, обязательно ли делать ремонт в теплое время года, почему возникают колеи – на вопросы Interfax.ru отвечает Владимир Носов, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ.

- Какое оптимальное время года для укладки асфальта, когда надо начинать бороться с ямами и трещинами?

- Есть условия для строительства асфальтобетонных покрытий, в которых прописано, что если это горячие смеси, то их надо укладывать при температуре выше чем 5 градусов, если это холодные смеси, то их можно укладывать и в холодное время года. То есть это все применительно к конкретным типам смесей, потому что одни предназначены для использования в одних условиях, другие - для других.

Кроме того, играет важную роль тип ремонта: если на дороге появились какие-то повреждения, они могут быть в виде узких иногда малозаметных трещин, в этом случае достаточно эту трещину просто залить битумом, и это будет ремонтное мероприятие. В случае, когда на дороге образовалась выбоина глубиной несколько сантиметров, то тогда нужно смотреть на какой площади. Если выбоина ограниченных размеров, то нужно выполнить ремонт этого локального места. Если этих выбоин оказалось слишком много, то в одних случаях надо отфрезерировать этот разрушенный слой бетона, в зависимости от степени его разрушения, и вместо него уложить новый. В зависимости от конкретных условий надо принимать решение и по срокам ремонта, и по видам этих ремонтных воздействий.

Если ремонт не делать - а такое бывает - то это усугубляет ситуацию, дальнейшее разрушение происходит более интенсивно. Чем позже мы ремонтируем, тем дороже это стоит, поэтому это надо делать своевременно, когда только появляются мелкие, еле заметные повреждения. Если это запущено, тогда надо снимать верхний слой специальными фрезами - это специальные машины - и вместо него укладывать новый.

- При ремонтных работах на дорогах часто возникают неприятные пороги при переходе на ремонтируемую часть. Можно ли этого избежать, существуют ли какие-то нормы укладки переходов и ступенек?

- Порогов в принципе быть не должно. Бывают случаи, когда выделяется мало средств, и одну полосу ремонтирую сегодня, а на другую выделяют средства только через два месяца. В таких случаях строители должны сделать плавный переход, чтобы не было резкой ступеньки. Это нужно заранее предусмотреть, можно, например, рассыпать небольшое количество смесей, и укатать так, чтобы резкого препятствия не было.

Обычно это бывает связано с тем, что на дорогах Москвы очень большая интенсивность движения, поэтому дорожникам предлагают выполнить работу в ночное время. В первую ночь этот старый асфальт сняли, отфрезеровали, и лишь на следующую ночь они приходят и укладывают новый. Но иногда проходит между этими мероприятиями не одна ночь, а несколько, и тут страдают, конечно, автомобилисты. Это нельзя назвать ошибкой укладчиков - я им сочувствую, потому что время, когда они могут работать, - очень ограниченно, они за это время часто не успевают сделать то, о чем я говорил - ликвидировать эту ступеньку.

- Почему на московских дорогах образуются такие глубокие колеи? Как с ними бороться?

- Для образования колеи на асфальте есть много причин. Если мы говорим про город - то тут основная причина - это абразивный износ покрытия, который усугубляется применением шипованных шин зимой. Большое количество автомобилей, они разгоняются-тормозят, при этом дороги испытывают многократное воздействие. Горизонтальные усилия приводят к тому, что протирается дорожное покрытие.

Другая причина проявилась прошлым летом, когда была очень высокая температура. Асфальтобетон при высокой температуре становится податливым, это приводит к тому, что под колесами большегрузных тяжелых автомобилей происходит процесс, похожий на выдавливание.

Третья причина - когда общая прочность конструкции, ее жесткость недостаточна, такое часто бывает либо ранней весной, когда оттаивает грунт, либо в жаркую погоду.

Когда образуется колея, асфальт нужно снимать, потому что у нее плавные края; либо ее нужно вначале отфрезеровать, чтобы у нее были вертикальные края, и только потом вот это пространство заполнять асфальтобетоном.

Беседовала Наталья Зайцева

Новости