Канны: стрельба, рок, Церковь
Каннский фестиваль, открывшийся фильмом Вуди Аллена, продолжается более чем бодро. Но тяжелая артиллерия еще впереди
Москва. 13 мая. INTERFAX.RU - Редкий случай: Каннский фестиваль изначально взял такой высокий темп, что поневоле робеешь – выдержит ли он такой ритм до конца? Хотя настоящая тяжелая артиллерия – Ларс фон Триер с "Меланхолией" и Терренс Малик с "Древом жизни" еще впереди, фильмы, которые уже показали на фестивале, убеждают: Канны в этом году предстают во всей красе. Взрывное начало в виде воплотившихся снов Вуди Аллена о Париже, городе мечты и молодости, единственном городе на свете, на который он поменял бы свой возлюбленный Нью-Йорк, получило бодрое продолжение. Шотландка Лина Рэмси выплеснула кошмарную историю подростка, расстрелявшего половину школы, а также собственного отца и младшую сестренку из лука, и его матери, навещающей его потом в тюрьме. Тильда Суинтон, исполнительница главной роли в этой картине, блещет всеми возможными своими гранями, хотя фильм этого и не заслужил. Ставшая, увы, уже привычной проблема сходящих с ума подростков, в кинематографе не единожды становилась объектом интереса. Вспомнить хотя бы "Боулинг для Колумбины" Майкла Мура и "Слона" Гаса Ван Сента. Но если Гас Ван Сент в фильме "Слон", получившем тут за нее "Золоту пальмовую ветвь" восемь лет назад, заставляет зрителя напрягаться всей душой, чтобы противиться ощущению бессмысленности, с которым подростки расстреливают из автомата однокашников, то Рэмси попросту в течение двух часов доказывает нам, что парень с детства был какой-то гнилой.
Не успели утихнуть в голове ассоциации с Ван Сентом, как вот он, тут как тут, с новым фильмом "Неугомонный", истории, повествующей о подростковой любви с трагическим финалом. Актриса Миа Васиковска, известная в России по фильмам "Алиса в Стране Чудес" и "Детки в порядке", блестяще играет больную раком девушку. Ее партнер, совсем молодой начинающий актер Генри Хоппер (сын Дениса Хоппера) тщательно оберегает любимую роду, помогая ей преодолеть неотвратимость ухода. Верхом этого бережного отношения становится его неожиданное молчание на похоронах любимой. Открыв было рот, юноша понимает: нет такого слова, которое могло бы описать достоверно хоть один штрих его любви. Можно лишь, к общему удивлению, радостно улыбнуться вместо похоронного спича.
Вовремя сказанное слово дорого. Вовремя не сказанное слово бесценно. Когда герой фильма Нанни Моретти, избранный Папа Римский (его играет Мишель Пикколи), выходит на балкон, чтобы, наконец, обратиться к пастве, и вдруг понимает, что стать Папой не может, не хочет и не готов, это короткое молчание равносильно выходу Церкви из кризиса. "Habemus Papam" (так называется конкурсный фильм Моретти, не единожды участвовавшего в каннском конкурсе и даже получившего здесь "Золотую пальму" за "Комнату сына") лучше не переводить на русский. Эта фраза означает, что избран новый Папа, и произносят ее по-латыни с балкона Апостолического дворца Ватикана, после чего новый Папа выходит к народу и произносит "Urbi et orbi".
Фильм Моретти уже успел вызвать бурные споры в Италии, где он вышел в прокат в начале апреля. Сказка из жизни Ватикана, когда после неожиданного исчезновения только что избранного, но не объявленного Папы конклав вместе со срочно выписанным папе психоаналитиком оказывается запертым во дворце, провоцирует в зале взрывы радостного смеха. Для полноты картины только его и не хватает современной Церкви, которой Моретти предлагает такой простой выход из кризиса. Надо иногда молчать, иногда думать, иногда выходить к людям, как это сделал новый Папа, ощутивший вкус забытой жизни. Еще хорошо бы начать играть в волейбол.
Интересно: споры спорами, но ни запрещать фильм, ни подвергать его авторов обструкции никто не стал. Церковники сцепили зубы и проглотили критику.
Обозреватель Екатерина Барабаш