Богатые вообще не плачут
Новая версия классического корейского фильма 1960 года "Служанка", побывавшая в конкурсе прошлогоднего Каннского кинофестиваля, выходит на российские экраны
Москва. 13 мая. INTERFAX.RU - Молодая и жизнерадостная Ли Юн-и (До-ен Чон) устраивается на работу служанкой в дом молодого богача Хун Го (Ли Джанг-Дже), живущего с беременной женой и маленькой дочерью в огромном загородном особняке. Окружающая Юн-и роскошь, четкий кодекс поведения, дружба с дочерью хозяев - новая работа приносит девушке массу удовольствия и новых ощущений. И даже когда Хун соблазняет ее, она принимает это, как часть обязанностей, которые нужно выполнять так же усердно, как и все остальное. Разочарование наступает, когда Юн-и узнает, что она беременна от молодого богача. Решив оставить ребенка, наивная девушка наталкивается не просто на недовольство своих хозяев, а на настоящую травлю, в которой человеческая жизнь ничего не стоит.
Фильм "Служанка" корейского режиссера Им Санг-Су в прошлом году участвовал в официальном конкурсе Международного кинофестиваля в Каннах, что во многом позволило ему обеспечить себе европейский кинопрокат, добравшись и до России. Но не только этот факт привлекает внимание зрителей к фильму Им Санг-су: "Служанка" является римейком одноименной картины 1960 г. режиссера Ким Ки Ена, являющейся классикой корейского кинематографа и не так давно даже отреставрированная фондом Мартина Скорсезе.
Новая версия, правда, совсем не похожа на фильм Ким Ки Ена - его “Служанка” была снята совсем в другое время и режиссера волновали другие проблемы. Старая версия не ограничивалась критикой мещанского общества и конфликтом между богатыми и бедными. Ким Ки Ен в привычной ему экспрессионистской манере превратил обычную бытовую драму в жестокий триллер, который при желании можно рассматривать как настоящего предтечу всего современного корейского кино. Работу Им Санг-Су нельзя с уверенностью отнести к какому-то одному жанру - здесь есть и элементы комедии, и эротической драмы, и реалистичного триллера. Это не всегда идет на пользу фильму, снятому преимущественно в холодной и отстраненной манере.
Фокус в новой "Служанке" сместился на главную героиню - наивную и добрую Юн-и, которая в оригинале была неконтролируемой сумасшедшей. Подобный прием режиссер применил ко всем героям этой истории: эмоциональная жена учителя музыки, например, стала беспощадной и расчетливой женой мультимиллионера. Он в свою очередь предстает полной противоположностью своего прототипа - если пытавшийся примерить на себя роль главы семейства, которому все дозволено, учитель музыки из оригинального фильма, не способен противостоять всему, что на него обрушилось, то сегодняшний Хун Го без размышлений берет то, что ему хочется, и в конце концов выходит сухим из воды.
Такая трансформация сюжета с одной стороны должна показать, что патриархальная структура современного корейского общества не только никуда не делась, но стала намного изощреннее и жестче. Но на деле конфликт "Служанки" свидетельствует лишь о непреодолимой пропасти между мирами богатых и бедных и о том, насколько ничтожным для первых представляется второй. Сегодня этого достаточно, чтобы конфликт смог потянуть за собой все действие фильма.
Обозреватель Артем Ушан