God save The Sex Pistols. И всех нас

Легендарные панки переезжают из Петербурга в Москву, давая повод теперь жителям столицы задуматься над вопросом – кому надо было, чтобы они вернулись

Фото: Reuters

Москва. 25 июня. INTERFAX.RU - Сегодня на Малой спортивной арене "Лужников" выступит группа Sex Pistols, стоявшая у истоков панк-рока и известная не только скандальными хитами, например, God Save the Queen, но и реальными скандалами, в том числе замешанными на криминале. Впрочем, по версии вокалиста группы, Джонни Роттена, Sex Pistols не имеет к панкам никакого отношения.

В последнее время ветераны сцены, гремевшие хитами и скандалами в 70-80-е, взяли за хорошую традицию объединяться с бывшими коллегами и отправляться в гастрольные турне. Sex Pistols решили тряхнуть стариной в честь тридцатилетнего юбилея своего эпохального альбома Never Mind the Bollocks, вышедшего 28 октября 1977 года. В России в честь "именинника" группа планировала выступить еще в ноябре прошлого года, причем, дважды: в Москве и Санкт-Петербурге. Однако, с концертом в Питере в тот раз что-то не сложилось, и музыканты решили с поездкой в Россию повременить. И вот, спустя полгода, они все-таки приехали: 23 июня был концерт в Питере, через два дня музыканты выступают в Москве.

На самом деле группа воссоединилась еще в 1996 г., отправившись в шестимесячный гастрольный тур. Затем было еще два крупных тура - последний в 2003 г., а по его окончании ветераны панка вновь на время разбежались каждый по своим делам.

Воссоединение группы до сих пор кажется нонсенсом для многих ее поклонников. А именно для тех, кто считает, что эпоха Sex Pistols закатилась 2 февраля 1979 г., когда басист Саймон Джон Риччи, известный, как Сид Вишез, лицо группы и по совместительству полный отморозок был найден мертвым наутро после буйной вечеринки.

Однако Вишез был не первым басистом группы: до него с 1975 по 1977 гг. с этой ролью куда более профессионально справлялся Глен Мэтлок. Единственное, что не хватало Мэтлоку, - это развязности и пристрастия к дурным привычкам: правильный и хорошо воспитанный басист совершенно не соответствовал скандальному имиджу коллектива. К тому же Мэтлок слишком трепетно относился к вопросу гигиены тела - в группе, где вокалист из-за нелюбви к зубной щетке и пасте щеголял гнилыми зубами и носил псевдоним "Роттен" (от английского слова "гнилой", настоящее же имя Джонни Роттена - Джонн Лайдон) такая щепетильность выглядела практически, как вызов. Одним словом, Мэтлок подвергался всяческим издевательствам со стороны коллег: история о том, как однажды они приправили его бутерброд спермой давно стала притчей во языцех.

А в начале 1977 г. идейный руководитель группы, Малкольм Макларен, решил произвести кадровую перестановку, и заменил Мэтлока на совершенно неадекватного и, к слову, плохо игравшего на гитаре, Сида Вишеза. Своими выходками Вишез давал сто очков вперед обладателю знаменитых гнилых зубов и своему давнему другу Джонии Роттену.

На момент прихода Вишеза группа уже успела завоевать скандальную репутацию - в первую очередь, благодаря пьяной выходке музыкантов в прямом телеэфире, где они в известной степени демонстративно послали куда подальше ведущего. Но в арсенале Сида имелись еще более экстравагантные привычки – как-то, публично изрезать разбитой бутылкой собственное тело или "отужинать" гигантской дозой героина.

"Когда я придумывал название Sex Pistols, за ним стоял образ молодого сексуального убийцы", - говорил в одном из интервью Малкольм Макларен. Сид Вишез соответствовал этому образу более других, а спустя всего пару лет довел его до логического конца, оказавшись на скамье подсудимых за убийство подруги.

Один из самых знаменитых синглов группы, God Save the Queen, вышел в июне 1977 г. - аккурат в разгар всенародных празднований юбилея королевы, отмечавшей 25-летие своего царствования. На обложке первого тиража God Save the Queen Ее Величество красовалась с английской булавкой в носу (булавками в то время не на шутку увлеклась дизайнер Вивьен Вествуд, тогда бывшая женой Малкольма Макларена), а сама песня изобиловала издевательскими остротами в адрес британского истеблишмента. Казалось бы, официально доступ к широким массам песне был заказан. Тем не менее, она быстро взлетела на второе место британского хит-парада. Вышедший спустя несколько месяцев альбом Never Mind the Bollocks, устремился еще выше и оказался на вершине хит-парада.

В группе тем временем наметился раскол: вокалиста Джонни Роттена стал тяготить сложившийся вокруг Sex Pistols скандальный имидж, который культивировал Макларен. Последний всегда рассматривал группу, скорее, как некий концептуальный проект, этакое постмодернистское явление. Что же касается Джонни Роттена, его, как музыканта, в первую очередь интересовала, собственно, музыка. Одним словом, отношения с Маклареном, дали трещину. Эта трещина все больше увеличивалась по мере того, как Вишез накачивался наркотиками, провоцировал на сцене драки и публично уродовал свое тело разбитыми бутылками. Зрители были в восторге, Роттен - в бешенстве.

В результате после гастролей по США в январе 1978 г. вокалист заявил, что покидает группу. С его уходом о дальнейшем существовании группы не могло быть и речи - Роттен был автором почти всех текстов песен Sex Pistols. Однако, надежда на то, что его уход - ненадолго, и что группа вскоре снова соединится, у поклонников все же оставалась. Все точки над i расставила смерть Сида Вишеза, скончавшегося от передозировки героина - на тот момент Вишез все еще находился под следствием по делу об убийстве его любовницы. Эта история, которую сложно было назвать просто скандальной, она была просто криминальной, поставила точку в истории группы.

Возродилась группа много лет спустя - скандалы были уже далеко позади, ее Величество все простила и забыла, другая "королева", Вивьен Вествуд, превратилась в уважаемого во всем мире дизайнера, а оставшиеся в живых музыканты сильно повзрослели и облагородились сединами. Джонни Роттен к тому времени отсудил у Макларена права на все песни и снова вспомнил о своей родной фамилии - Лайдон, а хорошие манеры Глэна Мэтлока и его любовь к Beatles уже никого не смущали: в 1996 г. он вновь вошел в состав воссоединившегося коллектива.

Так что в Москву группа приедет в своем первозданном виде: Стив Джонс, Пол Кук, Джонни Лайдон-Роттен и Глэн Мэтлок - именно так выглядела Sex Pistols в старом добром 1975-м. Не хватает только Макларена, который теперь увлекается проектами совсем иного рода: к слову, с Джонни Роттеном он так и не помирился.

Правда, вопросы остаются, незамысловатые вопросы, возникающие всегда, когда на сцену возвращается группа, которая некогда была культовой, потом распалась, а через десяток-пару десятков лет вдруг решила осчастливить публику своим возвращением. Кому и зачем это надо? То ли музыканты вдруг решили поправить свое материальной положение за счет былой славы. То ли все же тяга к сцене, ощущению зала, тому драйву, о котором любят рассуждать все звезды, оказывается сильнее старости и творческой немощности. Что движет, например, тем же Лайденом/Роттеном, который в последние годы, например, промышляет участием во всевозможных теле- и радиопрограммах, никакого концепта, просто едкие замечания, которые он может себе позволить как "лидер идеологов панка".

Идти на такие концерты всегда страшно. Заранее не угадаешь, куда ты попадешь и что тебя ждет. Представление может оказаться бодрым или даже незабываемым, но всегда есть риск попасть в мавзолей, где воскообразные персонажи пытаются изобразить самих себя образца… 70-х, например, годов.

В Петербурге концерт уже прошел. Музыканты честно отработали на сцене полтора часа, сыграв все те хиты, которых они ожидали зрители. Среди последних наблюдалось известное количество офис-менджеров, ностальгирующих по детству и юности без галстуков и обязательств, юных панков, для которых Sex Pistols – это легенда на CD, и всевозможных фриков, которые явно оценили концерт музыкантов практически пенсионного возраста как достойное посещения шоу. Но многие остались довольны. Очередь за Москвой.

Новости