Польские допросы СКР

Командированные в Варшаву российские следователи получили важную информацию, проливающую свет на причину катастрофы самолета президента Польши под Смоленском

Фото: Reuters

Москва. 29 апреля. INTERFAX.RU - Следователи СК РФ в ходе следственных действий в Варшаве получили важные сведения, которые помогут пролить свет на причины катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском. "В ходе данных допросов получены сведения, которые в последующем будут иметь важное значение при принятии процессуального решения по уголовному делу", - сообщил "Интерфаксу" в пятницу официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

По его словам, "по результатам работы в Варшаве получены важные сведения, которые помогут установить причину катастрофы, условия, ее повлекшие, уровень подготовки экипажа воздушного судна, его моральное и психологическое состояние в ходе полета, а также перед вылетом из Варшавы в Смоленск". Следователи СК РФ также получили информацию, "которая позволит установить очень важное обстоятельство для принятия решения по делу: оказывалось ли давление на командира воздушного судна Аркадиуша Протасюка при принятии им решения о заходе на посадку при видимости ниже минимума командира воздушного судна и аэродрома".

Маркин напомнил, что с 16 по 29 апреля 2011 г. следователи СК РФ, в рамках исполнения запросов о правовой помощи, совместно с польскими прокурорами провели следственные действия в Варшаве по уголовному делу о катастрофе польского самолёта Ту-154М, выполнявшего нерегулярный международный рейс по маршруту Варшава - "Смоленск-Северный". На борту лайнера находилась делегация из 88 человек во главе с президентом Польши Качиньским.

"За указанный период с участием российских следователей по поставленным ими вопросам допрошено 20 свидетелей из числа командования 36-го специального транспортного авиаполка военно-воздушных сил Польши, осуществлявших организацию полета и подготовку экипажа самолета Ту-154М, а также должностных лиц, ответственных за получение и предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации, необходимой для вылета и осуществления полёта", - сказал Маркин.

Маркин, однако, отметил, что следователям СК РФ во время работы в Варшаве не удалось выполнить весь запланированный объем следственных действий " по не зависящим от них причинам". По его словам, "в частности, не удалось допросить представителей канцелярии президента Польши и председателя совета министров, которые согласовывали с российской стороной аэродром прибытия Смоленск-Северный для приема делегации во главе с Качиньским 10 апреля прошлого года". Вызванный польской стороной на допрос с участием российских следователей представитель канцелярии премьера Польши, "не был осведомлен в вопросах, касающихся организации прибытия делегации в Смоленск". "Таким образом, на сегодняшний день остались невыясненными ряд важных для российского следствия по данному уголовному делу вопросов, входящих в компетенцию сотрудников канцелярий председателя Совета министров и президента Польши, заявленные в российских запросах о правовой помощи", - отметил Маркин. Данные обстоятельства будут устанавливаться в ходе последующих поездок российских следователей в Варшаву либо в порядке исполнения запросов о правовой помощи.

По словам Маркина, по окончании производства запланированных совместных следственных действий, перед отъездом в Москву, российские следователи обсудили с польскими прокурорами результаты совместной работы в Варшаве. В частности, запланирован приезд в Москву польских прокуроров с экспертами для их участия в фоноскопической экспертизе бортовых самописцев, а также другие вопросы, связанные с взаимным исполнением запросов о правовой помощи.

Самолет с официальной делегацией Польши разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. На борту находились 96 человек, в том числе Качиньский и его супруга, известные политики, религиозные и общественные деятели, которые направлялись в Катынь для участия в памятных мероприятиях. Выжить не удалось никому.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в январе этого года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Расследование катастрофы по линии Следственного комитета РФ продолжается.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости