Яндекс-риски: конкуренты и олигархи
В проспекте к IPO "Яндекс" называет главными конкурентами Google и Mail.ru и сообщает о возможном появлении "национального поисковика". Компания предупредила инвесторов, что олигархи могут интересоваться получением операционного контроля или долей в привлекательных бизнесах
Москва. 29 апреля. FINMARKET.RU - Возможность появления государственного конкурента, атаки на рыночную позицию компании со стороны мирового гиганта Google, отток аудитории в социальные сети и интерес к бизнесу со стороны олигархов - о таких рисках рассказал инвесторам "Яндекс" в преддверии IPO на бирже NASDAQ.
IPO
Материнская компания "Яндекса" - Yandex N.V. - в четверг подала на регистрацию в Комиссию по ценным бумагам и биржам США документы к IPO. Количество продаваемых акций и ценовой диапазон пока не определены. Компания подала заявку на листинг на NASDAQ Global Market. В рамках IPO инвесторам будут предложены как новые акции, так и часть пакетов существующих акционеров. Глобальный координатор сделки - Morgan Stanley, совместными букраннерами выступают Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs. Совместными менеджерами назначены Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities, финансовый консультант - Сбербанк.
Сейчас крупнейшим акционером компании является Baring Vostok Capital Partners, его структурам принадлежит 23,89% голосов. Основатели "Яндекса" Аркадий Волож и Илья Сегалович владеют соответственно 19,77% и 4,14% голосующих акций Yandex NV. У Roth Advisors 6,42% голосов, у Международной финансовой корпорации (IFC) - 6,12%. Сбербанк владеет одной приоритетной акцией, которая предоставляет ему право "вето" в отношении сделок по концентрации 25% или более акций Yandex.
Предварительная оценка компании банками-организаторами - $6-9 млрд. Объем IPO может составить от $1 млрд, сообщали ранее источники в банковских кругах. В проспекте к IPO "Яндекс" указал размер привлечения в $1 млрд как ориентировочный для расчета пошлины.
Конкуренты сейчас
Главными своими конкурентами "Яндекс" считает Google и Mail.ru.
Google запустил русскоязычный поисковик в 2006 году и по итогам первого квартала этого года, согласно данным Liveinternet.ru, занимал 22% российского рынка поиска против 65% у "Яндекса". "Мы ожидаем, что Google продолжит использовать узнаваемость бренда, финансовые и инженерные ресурсы, чтобы агрессивно конкурировать с нами", - пишет "Яндекс" в проспекте к IPO, называя сильной стороной Google наличие мобильной платформы Android.
На внутреннем уровне главный конкурент "Яндекса" - Mail.ru. Некоторые сервисы Mail.ru на данный момент более популярны, чем сервисы "Яндекса", признает компания.
Хотя среди быстро набирающих популярность социальных сетей у "Яндекса" есть партнеры, они все больше становятся конкурентами компании, говорится в проспекте. Такие сайты, как Facebook, "Вконтакте", "Одноклассники" и "Мой мир" предоставляют пользователям широкий набор сервисов, в том числе информационных, и многие из них конкурируют с сервисами "Яндекса". Используя имеющийся у них большой массив информации о своих пользователях, социальные сети могут предлагать рекламодателям максимально трагетированную аудиторию, конкурируя с поисковиками в области монетизации трафика.
Несмотря на острую конкуренцию, "Яндекс" не постеснялся признаться, что именно успешное IPO Mail.ru осенью прошлого года стало одним из главных факторов, подтолкнувших компанию к выходу на рынок. Еще летом прошлого года с планами проведения IPO не было никакой ясности, но уже в ноябре, сразу после завершения сделки Mail.ru, совет директоров "Яндекса" начал всерьез обсуждать размещение акций, рассказывает компания в проспекте.
... и в будущем?
"Яндекс" счел необходимым сообщить инвесторам о возможности появления нового конкурента - так называемого "национального поисковика".
"Представители российской власти, в том числе и президент, публично заявляли (в последний раз - в январе этого года), что создание "национального" поискового сервиса является приоритетом правительства", - пишет "Яндекс".
Поисковик, принадлежащий государству или контролируемый им, если он будет создан, может усилить конкуренцию на рынке, к тому он, возможно, получит субсидии или другие преференции, которых нет у "Яндекса", предупреждает компания.
Опасные олигархи
Большинство пунктов из раздела "риски" инвестиционных меморандумов российских компаний, как правило, кочуют из одного документа в другой, не претерпевая серьезных изменений (с поправкой на отраслевую специфику). "Яндекс" выделился на этом фоне как минимум одним нововведением, предупредив инвесторов о том, что в России есть олигархи, а у олигархов - связи в сферах. Впрочем, неудивительно, что именно "Яндексу" первому довелось поднять эту скользкую тему: большинство российских компаний, выходивших на IPO до этого, сами могли похвастать наличием в составе акционеров либо олигархов различного калибра, либо - что еще лучше - государства.
"Обладающие ресурсами и политическими связями финансовые группы и так называемые "олигархи" время от времени могут интересоваться получением операционного контроля или долей в привлекательных российских бизнесах, полагаясь на свое экономическое или политическое влияние, а также связи в правительстве. Мы можем стать объектом таких попыток в будущем, и, в зависимости от политического влияния вовлеченных сторон, наша способность к противостоянию может быть ограничена", - описывает "Яндекс" российскую специфику.
У "Яндекса" в свое время был шанс заполучить в акционеры крупного предпринимателя - в 2009 году переговоры о приобретении 10% акций Yandex NV вел один из самых активных инвесторов Рунета Алишер Усманов, совладелец Mail.ru Group, однако сделка не состоялась. После неудачных переговоров с А.Усмановым "Яндекс" выпустил в пользу Сбербанка РФ "приоритетную акцию". Ключевым правом госбанка стало право вето на концентрацию свыше 25% акций "Яндекса" одним лицом или связанной между собой группой лиц.
"Мы вели переговоры с акционерами "Яндекса", но они наотрез отказались от того, чтобы мы, как потенциально крупные акционеры, имели какое-то влияние на принятие стратегических решений, - говорил А.Усманов в интервью "Коммерсанту" в январе 2009 года. Несколько иначе описывал ситуацию А.Волож: "Договориться не получилось. Наступил кризис, ситуация в целом изменилась".