Я воздам

В российский прокат выходит драма, получившая в этом году "Оскара" в номинации "Лучший иностранный фильм" - "Месть" датского режиссера Сюзанны Биер

Москва. 28 апреля. INTERFAX.RU - После смерти матери Кристиан (Уильям Йонк Юилс Нильсен) с отцом (Ульрик Томсен) переезжают из Лондона в датскую провинцию, в дом бабушки. Новая школа встречает мальчика не очень дружелюбно, но он привычно исправляет это недоразумение, жестоко избив главного хулигана велосипедным насосом. Взяв под свою опеку школьный объект насмешек, подростка Элиаса (Маркус Ригаард), Кристиан проводит с ним много времени и случайно становится свидетелем унижения его отца (Микаэль Персбранд) местным автомехаником, известным своим грубым обращением с людьми. Решив восстановить справедливость, подросток начинает готовить план мести, который приведет в итоге к совершенно неожиданным результатам.

Фильм "Месть" режиссера из Дании Сюзанны Биер в этом году получил уже две престижные кинонаграды - "Оскар" и "Золотой Глобус" в номинациях "Лучший фильм на иностранном языке", что обеспечило ему полноценный международный кинопрокат. Впрочем, для Биер это обычное дело: каждый ее фильм привлекает внимание, номинируется и получает награды на кинофестивалях, о нем пишет пресса, его смотрят зрители. Так было и с малобюджетными "Открытыми сердцами" (2002), снятом по известному манифесту "Догма 95", и с голливудской работой "То, что мы потеряли" (2007) и со всеми другими фильмами Биер, фильмография которой насчитывает 15 полнометражных картин.

Новый фильм датского режиссера это драма, которая ставит вопрос о приемлемости насилия в жизни современного человека и о том, насколько оно помогает или, наоборот, мешает жить всем в том мире, в котором они хотят. С одной стороны мы видим интеллигентного подростка Кристиана, который понимает, что грубияны, применяющие насилие каждый день, не считают себя аутсайдерами или плохими людьми. Напротив, они чувствуют себя королями жизни и могут безнаказанно обижать остальных. Выход, по мнению мальчика, один - использовать против них их же оружие. И, на первый взгляд, это действительно работает: школьный хулиган, после того, как Кристиан безжалостно избивает его, а после приставляет к его горлу нож, на на наших глазах превращается в обычного школьника и хорошего ученика.

Отец Элиаса, Антон, которого унизили при собственных детях, представляет совершенно другой тип человека, нежели Кристиан - он не дает сдачи в ответ, будучи убежденным, что агрессия, порождаемая агрессией, не приводит ни к чему хорошему. И это не философия труса - Антон работает врачом в африканской стране и каждый день видит такое, от чего "смелому" автомеханику наверняка захочется закрыть глаза. Он настолько уверен в своих убеждениях, что не изменяет им даже, когда в его лагерь в африканской деревне привозят местного главаря банды, который режет беременных женщин, с раной в ноге и он решает помочь ему, не смотря на то, что весь персонал не двигается с места, когда начинается операция.

Две противоположные позиции главных героев фильма Сюзанны Биер помогают ей в построение интересной драматургической конструкции, превращающей частную историю в экранизацию библейских заповедей и ответ на вопросы соответствующего значения.

Обозреватель Артем Ушан

Новости