Топливный кризис в центре внимания

Ситуация, сложившаяся на топливном рынке Алтайского края, добралась даже до Копенгагена, откуда Владимир Путин поручил срочно разобраться в причинах топливного дефицита

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 апреля. FINMARKET.RU - Ситуация, сложившаяся на топливном рынке Алтайского края, добралась даже до Копенгагена. Именно там премьер-министр РФ Владимир Путин поручил срочно разобраться в причинах топливного дефицита в ряде российских регионов.

По словам пресс-секретаря главы правительства Дмитрия Пескова, В.Путин поручил "руководителям всех соответствующих ведомств незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации и доложить о причинах возникшего в некоторых регионах дефицита". В самые сжатые сроки должен быть сформулирован и реализован перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива, уточнил он.

Что случилось?

Перебои с топливом на автозаправочных станциях Алтайского края возникли 23 апреля, где начали скапливаться длинные очереди. Представители розничного рынка ГСМ предполагают, что ситуация возникла из-за того, что российские производители бензина из-за высоких цен на мировом рынке стали отгружать большую часть продукции на экспорт. Также владельцы алтайских АЗС не исключают, что с помощью спровоцированного кризиса оптовики планируют поднять цены не бензин.

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю возбудило дело в отношении двух структур вертикально-интегрированных компаний - ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" по признакам картельного сговора на рынке ГСМ. Заседание комиссии УФАС по рассмотрению материалов дела назначено на 11 мая. Если комиссии потребуется дополнительное время для принятия решения, то эти сроки будет отодвинуты.

В 2009 году оптовые поставщики ГСМ в регион - "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и "Газпромнефть-Алтай" - уже были уличены в картельном сговоре. После судебных разбирательств компании были вынуждены заплатить штрафы в размере 3,55 млн рублей (изначально УФАС назначило штраф 26,64 млн рублей) и 2,45 млн рублей (18,37 млн рублей) соответственно.

Администрация Алтайского края направила обращение в прокуратуру региона с просьбой проверить действия всех компаний-операторов АЗС, которые ограничили или ограничивают реализацию бензина.

Кроме того, во вторник вечером ФАС заявила, что начала комплексную проверку в более двадцати субъектах Российской Федерации, целью которой являются выявление фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов.

"Совместно с территориальными управлениями антимонопольное ведомство проверит объекты вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), нефтеперерабатывающие заводы, а также независимые автозаправочные станции по фактам создания дефицита и резкого повышения цен на моторное топливо. В частности, ФАС России запросит у ОАО "Лукойл", ОАО "Газпром нефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Татнефть", ОАО "НК Альянс", ОАО АНК "Башнефть" объяснения о причинах возникновения товарного дефицита в ряде регионов РФ", - сообщило ведомство.

В случае выявления фактов создания искусственного дефицита и необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России возбудят дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице, отмечают в службе.

Кто виноват?

По мнению участников совещания, которое прошло во вторник в министерстве энергетики РФ, топливный кризис в Алтайском крае спровоцирован требованиями технического регламента по топливу и нежеланием независимых трейдеров приобретать нефтепродукты на бирже. "Участники пришли к выводу, что причиной дефицита стало нежелание независимых трейдеров приобретать бензин и дизельное топливо через биржу по биржевым ценам и продавать на своих АЗС", - сказал источник "Интерфакса", знакомый с итогами совещания. "Сейчас на бирже цены выше, чем в мелком опте. Покупая на бирже, трейдеры опасаются, что не выдержат конкуренции", - добавил он.

Кроме того, по его словам, к создавшейся ситуации привели требования Техрегламента, которые с начала года запрещают продавать в России бензин с высоким содержанием серы. "Это большие выпадающие объемы Евро-2. Часть из них отправляются в такие страны, как Монголия, Киргизия, Таджикистан", - уточнил источник. По мнению собеседника агентства, необходимо временно приостановить действие техрегламента, тогда на рынок будет выброшен достаточный объем бензина 92. "Такое предложение было озвучено еще в феврале, поскольку российский автопарк не готов к принятию Евро-3, Евро-4", - уточнил он.

Ситуация также усугубляется тем, что на четырех НПЗ в РФ в настоящее время проводятся плановые ремонтные работы.

Собеседник "Интерфакса" также сообщил, что в ходе совещания представители нефтяных компаний подняли вопрос о необходимости доведения розничных цен до биржевого уровня. "В настоящее время они ниже на 2-4 рубля за литр", - добавил он.

Биржа - не панацея

По данным ИАЦ "Кортес", дефицит на внутреннем рынке сказался и на динамике биржевых торгов топливом. Если ранее крупные нефтяные компании справедливо упрекали биржи в отсутствии спроса, то сейчас объем заявок на покупку отдельных нефтепродуктов в разы превышает предложение. Это вызвало значительный рост биржевых котировок. Так, за прошлую неделю индексная цена на Регуляр-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла на 8% (до 30877 руб./т), на Премиум-95 - почти на 6% (до 31212 руб./т), на летнее дизтопливо - на 6,4% (до 25712 руб./т).

Между тем, во вторник объем торгов нефтепродуктами на СПбМТСБ удвоился, бензин подорожал на 6-8%.

Экстренные меры

Как сообщил "Интерфаксу" советник министра энергетики РФ Дмитрий Клоков по итогам совещания, "Газпром нефть" и "Роснефть" в апреле-мае на 15% увеличат поставки нефтепродуктов на Алтай по сравнению с аналогичным периодом прошло года.

По информации "Роснефти", в условиях дефицита нефтепродуктов компания приняла решение дополнительно выделить летнее дизтопливо и бензин Регуляр-92 с Ачинского НПЗ в Алтайский край по 5 тыс. тонн каждого вида топлива.

Пресс-служба краевой администрации сообщила, что "Газпром нефть" и "Роснефть" дополнительно направят в Алтайский край 40 тыс. тонн дизельного топлива для нужд сельхозпроизводителей.

При этом уже в марте-апреле "Роснефть" увеличила поставки высокооктановых бензинов в Алтайский край на 47% по сравнению с 2010 годом.

Для мониторинга ситуации на месте рабочая группа представителей Минэнерго, Роснефти и "Газпром нефти" намерена вылететь на Алтай.

Без ограничений

По заявлению представителя "Роснефти", розничная сеть компании в Алтайском крае обеспечена нефтепродуктами в полном объеме, каких либо ограничений на отпуск бензина и дизельного топлива не существует. "Несмотря на повышенный спрос, цены на всю линейку нефтепродуктов сохраняются на прежнем уровне", - подчеркнул он.

Управление Алтайского края по промышленности и энергетике уточняет, что "Роснефть-Алтайнефтепродукт" приостановило продажу бензина мелким оптовикам из-за отсутствия ресурсов, однако на собственных заправках компании проблем с бензином нет. "Компания сегодня в состоянии реализовывать бензин только в розницу через сеть собственных АЗС", - приводятся в сообщении управления слова представителя "Алтайнефтепродукта".

Кроме того, в случае необходимости "Роснефть" может увеличить сеть АЗС в Алтайском крае. "Президент "Роснефти" поручил сформировать предложения к администрации Алтайского края о предоставлении дополнительных земельных участков для строительства новых АЗС компании", - сообщили "Интерфаксу" в компании.

Всего в регионе работают 800 АЗС, из которых только 100 принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям - 83 "Роснефти" и 17 "Газпром нефти".

Продолжение следует?

Так как подобная тенденция характерна для нескольких регионов страны, то Минэнерго в среду проведет еще одно совещание по ситуации на рынке нефтепродуктов. Источник в одной из нефтяных компаний уточнил, что на этом совещании особенное внимание будет уделено центральному региону.

При этом глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает, что Московскому региону не грозит ситуация с ограничением продаж топлива на автозаправках. "В Москве есть дефицит на сегодняшний день, но чтобы в массовом порядке закрывались заправки и были ограничения выпуска - этого, конечно, не будет", - сказал он. Для изменения сложившейся ситуации на рынке топлива, по его мнению, необходимо устранить "влияние административного ресурса на рыночные отношения". "Это та мера, которая привела к созданию сегодняшней ситуации", - отмечает он.

По словам заместителя мэра столицы Андрея Шаронова, дефицита бензина или другого топлива в московском регионе нет.

В то же время, автомобилисты Санкт-Петербурга могут столкнуться с ограничениями продаж топлива, если ситуация с его поставками не изменится, считает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга (объединяет независимых продавцов топлива) Олег Ашихмин. "Сейчас ограничений нет, но у нас (независимых продавцов) нет возможности приобрести объемы топлива, поэтому, если ситуацию не изменить, то и в Санкт-Петербурге возможны ограничения по продажам и приостановка автозаправочных станций", - сообщил он.

Между тем, полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский считает, что ситуация вокруг дефицита топлива в некоторых российских регионах "искусственно нагнетается". По его мнению, в других регионах Сибири перебоев с поставками топлива не будет.

Альтернатива

Пока ведомства и компании ищут решения для нормализации сложившейся ситуации, алтайские автовладельцы 30 апреля намерены пересесть на велосипеды в знак протеста против дефицита ГСМ.

"Часть автомобилистов пересядет на велосипеды и проедет на них к месту проведения акции протеста. Основным нашим лозунгом заявлен вопрос: "Где бензин?" Из-за возникшей нехватки ГСМ в регионе на заправках скапливаются длинные очереди. К примеру, в понедельник в Бийске автомобилисты в ожидании своей очереди на АЗС простаивали по 1,5 часа", - сказал "Интерфаксу" руководитель представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) в Алтайском крае Виктор Клепиков.

Новости