Грозит ли Москве дефицит топлива?

Дефицит бензина добрался до Москвы, но региону вряд ли грозит ситуация с ограничением продаж топлива на автозаправках, считают в Российском топливном союзе. Власти Москвы не видят никакого дефицита бензина и не фиксируют заметных колебаний цен на топливо

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 апреля. FINMARKET.RU - Эксперты опасаются, что без бензина в ближайшее время могут оказаться сразу несколько регионов. С проблемой нехватки топлива уже столкнулись жители Алтайского края, где в апреле основные оптовые поставщики бензина в регион ограничили его продажу АЗС без объяснения причин. Тревожная ситуация, по оценкам представителей Российского топливного союза (РТС), складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, Брянской области и на Сахалине. "При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", - предупредил накануне президент РТС Евгений Аркуша.

Дефицит добрался и до Москвы, но региону вряд ли не грозит ситуация с ограничением продаж топлива на автозаправках. "В Москве есть дефицит на сегодняшний день, но чтобы в массовом порядке закрывались заправки и были ограничения выпуска - этого, конечно, не будет", - сообщил Е.Аркуша агентству "Интерфакс".

Для изменения сложившейся ситуации на рынке топлива, по мнению главы РТС, необходимо устранить "влияние административного ресурса на рыночные отношения". "Это та мера, которая привела к созданию сегодняшней ситуации", - отмечает Е.Аркуша.

"Я надеюсь, что ситуация поменяется в лучшую сторону", - добавил глава РТС.

Столичные власти не согласны с экспертами. Дефицита бензина или другого топлива в московском регионе нет, заявил во вторник "Интерфаксу" заместитель мэра столицы Андрей Шаронов. "У меня никакой информации о возможном дефиците нет, хотя заявления и публикации в прессе я видел", - сказал А.Шаронов.

Он отметил, что столичные власти в еженедельном режиме мониторят отпускные цены на топливо и бензин. "Каждую неделю составляется отчет о ценах на топливо, который докладывается мэру города. Согласно последнему отчету, никаких резких или заметных колебаний, связанных с отпускными ценами на топливо, не зафиксировано", - добавил вице-мэр.

Автомобилисты Санкт-Петербурга могут столкнуться с ограничениями продаж топлива, если ситуация с его поставками не изменится, считает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга (объединяет независимых продавцов топлива) Олег Ашихмин.

"Сейчас ограничений нет, но у нас (независимых продавцов) нет возможности приобрести объемы топлива, поэтому, если ситуацию не изменить, то и в Санкт-Петербурге возможны ограничения по продажам и приостановка автозаправочных станций", - сообщил О.Ашихмин "Интерфаксу"

По его словам, цены на топливо в рознице пока не растут, однако в опте топливо уже подорожало.

"Сейчас заводы останавливают на плановые ремонты и, соответственно, это еще усугубит ситуацию. Если нефтяные компании уже испытывают трудности обеспечения своих структур, то независимым топливным операторам, а их 45% по Санкт-Петербургу, вообще негде приобрести топливо", - подчеркнул он.

По мнению экспертов, дефицит топлива в регионах был вызван тем, что в результате сдерживания внутренних цен на топливо НК увеличили экспорт в ущерб продажам на рынке РФ.

На совещании, проведенном в начале февраля 2011 года премьер-министром РФ Владимиром Путиным, была отмечена продолжающаяся негативная тенденция роста цен на нефтепродукты. После совещания Федеральная антимонопольная служба (ФАС) инициировала "третью волну" антимонопольных дел в отношении вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Вслед за этим компании начали оперативно снижать розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на автобензин.

Более того, после снижения цен производители не стали их повышать вслед за ростом мировых котировок нефти и нефтепродуктов. В результате весь март и апрель ВИНКи продавали топлива на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.

Подозрения ФАС

Между тем ФАС подозревает, что к появлению бензинового дефицита в ряде российских городов привели нарушения со стороны нефтяных компаний.

Управление УФАС по Алтайскому краю возбудило дело в отношении ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" по признакам картельного сговора на рынке ГСМ, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства.

"Специалисты антимонопольной службы обнаружили в действиях основных оптовых поставщиков ГСМ в Алтайский край признаки сговора и возбудили дело. В настоящее время идет сбор информации", - отметил представитель ведомства.

Заседание комиссии УФАС по рассмотрению материалов дела назначено на 11 мая. Если комиссии потребуется дополнительное время для принятия решения, то эти сроки будет отодвинуты.

Причиной возбуждения дела стали многочисленные обращения в антимонопольную службу автовладельцев и Алтайского топливного союза, которые столкнулись с проблемой нехватки бензина на АЗС и у оптовых поставщиков региона.

Разобраться и доложить

Премьер-министр РФ Владимир Путин дал задание всем компетентным ведомствам доложить о причинах возникшего в некоторых регионах России дефицита на рынке топлива, сообщил во вторник пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.

По словам Д.Пескова, "в связи с ситуацией, возникшей на рынке бензина в ряде субъектов РФ", глава правительства поручил "руководителям всех соответствующих ведомств незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации и доложить о причинах возникшего в некоторых регионах дефицита".

Д.Песков добавил, что поручение было дано с тем, чтобы "в самые сжатые сроки сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива".

Минэнерго уже заявило, что в среду проведет совещание по ситуации на рынке нефтепродуктов ряда регионов. "Завтра обсудим ситуацию в других регионах (кроме Алтая), проанализируем данные компаний", - сообщил "Интерфаксу" советник министра энергетики РФ Дмитрий Клоков. Говоря о ситуации на Алтае, Д.Клоков отметил, что для нужд сельхозпроизводителей ГСМ поставляются в необходимом объеме.

Источник в одной из нефтяных компаний уточнил, что на этом совещании особенное внимание будет уделено центральному региону.

Д.Клоков отметил, что на совещании во вторник в Минэнерго, посвященном состоянию топливного рынка на Алтае, принято решение "интенсифицировать биржевые торги".

Топливный кризис в Алтайском крае спровоцирован требованиями технического регламента по топливу и нежеланием независимых трейдеров приобретать нефтепродукты на бирже. К такому выводу пришли участники совещания, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с его итогами. По его словам, целью совещания было намерение Минэнерго выработать комплекс мер по стабилизации ситуации на рынке.

"Участники пришли к выводу, что причиной дефицита стало нежелание независимых трейдеров приобретать бензин и дизельное топливо через биржу по биржевым ценам и продавать на своих АЗС, число которых в регионе превышает 300 станций", - сказал он. "Сейчас на бирже цены выше, чем в мелком опте. Покупая на бирже, трейдеры опасаются, что не выдержат конкуренции", - добавил собеседник агентства.

Кроме того, он отметил, что к создавшейся ситуации привели требования Техрегламента, которые с начала года запрещают продавать в России бензин с высоким содержанием серы. "Это большие выпадающие объемы Евро-2. Часть из них отправляются в такие страны, как Монголия, Киргизия, Таджикистан", - уточнил источник.

По мнению собеседника, необходимо временно приостановить действие техрегламента, тогда на рынок будет выброшен достаточный объем бензина 92. "Такое предложение было озвучено еще в феврале, поскольку российский автопарк не готов к принятию Евро-3, Евро-4", - уточнил он.

Ситуация также усугубляется тем, что на четырех НПЗ в РФ в настоящее время проводятся плановые ремонтные работы.

Собеседник также сообщил, что в ходе совещания представители нефтяных компаний подняли вопрос о необходимости доведения розничных цен до биржевого уровня. "В настоящее время они ниже на 2-4 рубля за литр", - добавил он.

Новости