За нас двоих
В своей новой мелодраме "Женщина и мужчины" Клод Лелуш стер грань между своей жизнью и своим творчеством. И спел новый гимн любви, как водится
Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Не случайно для российского проката картина "Ces amours-là" получила название "Женщина и мужчины". Это откровенный намек на то, новый фильм Лелуша рассчитан на зрителя, знакомого с его творчеством. Добавлю, что и с мифологией, которую Лелуш активно создает вокруг себя. Так, например, все любители его кино знают, что в кино он пришел едва ли не подростком, получил приз в Каннах за первый короткометражный фильм. Что вскоре он поехал в Москву и тогда, в конце пятидесятых, попал "случайно" на съемки одной из сцен фильма "Летят журавли" Михаила Калатозова и что-то там даже снял своей любительской камерой. Что когда он вернулся во Францию, то позвонил директору Каннского МКФ и порекомендовал посмотреть фильм, который его потряс, и в результате "Летят журавли" не только попал в основной конкурс фестиваля, но и получил "Золотую пальмовую ветвь" единственный раз в истории отечественного кино. Что вскоре Лелуш снял свой первый и главный полнометражный фильм "Мужчина и женщина", за который он тоже получил главный каннский приз и стал одним из главных режиссеров Франции. Журнал "Кайе дю синема" сразу окрестил "Мужчину и женщину" "позором французского кино" и клеймил его за профанацию и коммерциализацию идей "новой волны". А для всех зрителей мира "Мужчина и женщина" до сих пор является образцовым фильмом о любви и страсти.
Следует также знать, что с середины шестидесятых по наши дни Лелуш снял несколько десятков фильмов, большая часть которых является вариациями на тему "Мужчины и женщины", а один даже его прямым продолжением: "Мужчина и женщина: двадцать лет спустя". В остальных же в центре повествования все те же мужчина и женщина, которые в течение всего фильма ищут возможности быть друг с другом, но им все время что-то мешает. Здесь призрачные препятствия значительно важнее материальных. То тень некогда любимого человека не отпускает, то случайная связь ставит под вопрос уже обретенное счастье, то шизофрения одного из влюбленных разводит их по разным частям света. Двухчасовые искания друг друга, в которых так много узнаваемой правды, изящного обмана зрителя и внутреннего напряжения, - фирменный стиль Лелуша, который приходится либо безоговорочно принимать, либо брезгливо отвергать. Он народный режиссер Франции и мастер мелодрамы, этого, в любом случае, никто не мог бы отрицать.
Как и большинство французских режиссеров, Лелуш в своем творчестве постоянно обращается к теме Второй мировой войны, оккупации и "Сопротивления", которые предстают идеальным фоном для метаний его героев. В "Женщине и мужчине" он снова возвращается к в этот период, а его героиня всячески пытается найти своего мужчину. Но в этот раз Лелуш усложняет задачу: мужчин несколько, а с некоторыми из них у нее складывается любовный треугольник в настолько буквальном смысле, что для Лелуша, который всегда играет на умолчании, такая откровенность выглядит просто шокирующей. В этом фильме переплетаются все личные мифы Лелуша. Он даже, как это сейчас модно, вводит в повествование полумифического себя, который помнит о будущем и модифицирует настоящее. Сплетаются сюжетные линии, и мы должны поверить, что с этого началась жизнь Лелуша, что реальные события стали основой для всех его творческих решений. С другой стороны, кинематографическая реальность все отчетливее проступает сквозь первоначальный реализм, и в конце концов остается только Лелуш со своим видением, а женщины с мужчинами куда-то исчезают, растворяются или, возможно, претворяются в Баталове, который бежит по лестнице за Самойловой, не зная, что на съемочной площадке находится потрясенный юноша из Франции.
Обозреватель Сергей Сычев