"Помотать нервы" за миллиард долларов

Счетная палата РФ хочет взыскать с экс-главы Банка Москвы $1 млрд. Андрей Бородин опечален таким интересом к своей персоне и заявляет, что вмешиваться в кредитную политику коммерческих банков не входит в компетенцию СП

Фото: Reuters

Москва. 25 апреля. FINMARKET.RU - Счетная палата РФ планирует отсудить у уехавшего в Лондон бывшего главы Банка Москвы Андрея Бородина миллиард долларов. Правда, "откачать" такие суммы из британской столицы вряд ли получится, признает председатель СП Сергей Степашин. Зато можно "помотать нервы" экс-банкиру.

"Нас обвиняют в предвзятости и ангажированности, поэтому сейчас мы на Бородина подаем в суд. Он $1 млрд заработал, на $1 млрд мы и подадим, чтобы вернуть их в бюджет России и Москвы", - сказал С.Степашин в ходе совещания в Москве.

Правда, в том, что получить такую сумму удастся, глава Счетной палаты сомневается. "Боюсь, что, конечно, миллиард нам не откачать будет из Лондона, но что-нибудь попробуем, по крайней мере, нервы помотаем", - отметил он.

Сам Андрей Бородин, пребывающий в настоящее время за границей, опечален интересом к его персоне со стороны Счетной палаты РФ. Комментируя "Интерфаксу" эти заявления, А.Бородин сказал, что материальные претензии будет обсуждать тогда, когда получит иск, "если они смогут его сформулировать".

"Вызывает сожаление, когда руководитель такого в теории авторитетного органа, как Счетная палата, своей основной задачей считает "помотать нервы" российскому налогоплательщику, за чей счет и содержится", - заявил А.Бородин.

С.Степашин сообщил, что в 2009-2010 годах Банк Москвы предоставил кредиты без должного обеспечения на 100 млрд рублей. Он уточнил, что проведенная проверка показала, что объем выделенных средств государственной поддержки банку в 2009-2010 годах составил 13 млрд рублей.

"При этом отвлекались финансовые ресурсы на экономически необоснованные (проекты), шло финансирование аффилированных лиц, известных всем вам, объем предоставленных (им) кредитов составил 17 млрд рублей, и в виде дивидендов получено лишь 3,3 млн", - отметил С.Степашин.

Он уточнил, что "Следственный комитет сейчас этими вопросами внимательно занимается".

"Никакой ангажированности, тем более рейдерского захвата этого банка, нет. Банк осуществлял кредитование при отсутствии у заемщиков источников для выполнения своих обязательств по уплате долга, не принимал мер по истребованию долга с заемщиков", - добавил глава СП.

"Не дело Счетной палаты - вмешиваться в кредитную политику коммерческих банков. Она не для этого существует. Это не в их компетенции, не их полномочия", - прокомментировал эти слова А.Бородин.

Напомним, что в феврале А.Бородин был допрошен в рамках уголовного дела о предоставлении кредита компании "Премьер Эстейт" на сумму 13 млрд рублей. По неофициальным данным, представители оперативно-следственной группы побывали на даче у президента Банка Москвы с обыском.

Сотрудники СК при МВД РФ также провели обыски в ряде коммерческих структур, включая ЗАО "Интеко" и Банк Москвы. "В ходе расследования установлено, что неустановленные лица из числа сотрудников Банка Москвы совместно с сотрудниками ЗАО "Премьер Эстейт" с целью завладения бюджетными денежными средствами совершили мошенничество путем получения кредита в размере около 13 млрд руб.", - заявил ранее представитель СК при МВД РФ. По данным ведомства, впоследствии денежные средства, полученные по данному кредиту, были перечислены на личный счет главы "Интеко" Елены Батуриной.

Следователь 28 марта вынес постановление о привлечении А.Бородина и его заместителя Дмитрия Акулинина в качестве обвиняемых по ст.201 УК (злоупотребление полномочиями). Однако обвинение им предъявлено не было, так как они не явились в назначенный срок. 5 апреля источник, знакомый с ситуацией, сообщил "Интерфаксу", что А.Бородин покинул Россию, и это решение связано с расследованием уголовного дела по факту мошенничества с кредитом, выданным банком ЗАО "Премьер Эстейт". Между тем источник "Интерфакса" в правоохранительных органах сообщал, что "к А.Бородину лично пока никаких претензий нет".

Позднее в интервью телеканалу РЕН ТВ А.Бородин заявил, что получил постановление следователя о том, что ему предъявлено обвинение по статье о превышении должностных полномочий в рамках уголовного дела о мошенничестве с крупным кредитом.

Источник "Интерфакса" в правоохранительных органах подтвердил, что 6 апреля А.Бородин был объявлен в розыск. 9 апреля А.Бородин не исключил, что в случае развития событий по негативному для него сценарию будет вынужден рассмотреть вопрос о политическом убежище в Лондоне. Он подтвердил, что продал 20% акций банка, находившихся в его собственности, однако не стал называть полученную за эти акции сумму, отметив, что цена является предметом договора, который не разглашается.

12 апреля Тверской суд Москвы по ходатайству следствия отстранил от должности президента Банка Москвы А.Бородина и первого вице-президента Д.Акулинина. 19 апреля Тверской суд Москвы признал законным привлечение Д.Акулинина в качестве обвиняемого по уголовному делу о мошенничестве с выдачей кредитов.

Как стало известно в понедельник, Тверской суд назначил на 18 мая рассмотрение кассационной жалобы Андрея Бородина, отстраненного решением суда от должности президента Банка Москвы. "Рассмотрение кассационной жалобы А.Бородина назначено на 18 мая", - сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь суда Екатерина Ильина. По ее словам, жалоба будет рассмотрена в кассационной инстанции - в Мосгорсуде.

Почем борьба с коррупцией?

С.Степашин сообщил также, что Счетная палата собирается добиваться при подготовке федерального бюджета на 2012-15 годы возможности выделения расходов на реализацию антикоррупционных программ.

Он уточнил, что в настоящее время "нет точных данных об объеме бюджетных средств, израсходованных на реализацию программ противодействия коррупции".

"Необходимо идентифицировать средства, выделенные на реализацию таких программ в общей массе бюджетных расходов. В связи с этим мы будем настаивать, чтобы Минфин и Минэкономразвития при подготовке федерального бюджета на 2012-2015 годы предусмотрели возможность выделения расходов на реализацию программ по противодействию коррупции в рамках отдельных целевых статей или видов расходов", - отметил С.Степашин.

По его мнению, если эти средства не будут выделены в общей массе расходов, то "оценить результаты работы по противодействию коррупции с точки зрения финансовой эффективности и соотношения цена-качество мы не сможем".

При этом, по словам главы СП, демократизация не является панацеей от коррупции и воровства.

"Математическое моделирование показало, что уровень коррупции не зависит от политического режима, с некоторыми оговорками. Коррупция может быть одинаково высокой как при диктатуре, так и при демократии. Сама по себе демократизация - не панацея от коррупции и воровства", - сказал С.Степашин.

Между тем, по его убеждению, "существует очевидная зависимость роста коррупции от увеличения численности бюрократического аппарата".

"А это, в свою очередь, прямо зависит от роста масштабов социальных программ и количества граждан, получающих зарплату из бюджета. В результате возникает дилемма между идеей государства всеобщего благоденствия и идеей государства, благоприятствующего тем, кто работает. Иными словам, на одной чаше весов лежат успехи социального государства, на другой - люди, которые получают средства не путем перераспределения из бюджета, а самостоятельно зарабатывают на жизнь и платят налоги", - отметил он.

"В такой ситуации очень важно найти правильный баланс между ценностями развития и социальной справедливостью, потому что история знает примеры, когда экономическая система оказалась в кризисе лишь потому, что людям стало невыгодно работать в частном секторе, и все постарались перейти в государственный", - сказал С.Степашин.

Новости