Замена скончавшемуся кинематографу
В GazGallery Питер Гринуэй, не нуждающийся в особом представлении, выступит с мультимединйым представлением о Тульсе Люпере
Москва. 24 июня. INTERFAX.RU - Сегодня в рамках проекта Медиофорум Московского Международного кинофестиваля в галерее GazGallery выступит с необычным мультимедийным представлением никто иной, как известный английский режиссер-авангардист Питер Гринуэй.
Примечательно, что на кинофестиваль Гринуэй явился именно в своей новой ипостаси: как художник-виджей. Дело в том, что создатель таких нашумевших в свое время фильмов, как "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Желудок архитектора" и "Контракт рисовальщика" несколько лет назад публично открестился от кинематографа. Теперь он настаивает на том, что "кино умерло" и, соответственно, ищет новые средства для самовыражения.
Режиссер даже озвучивает точную дату кончины кинематографа: 31 сентября 1983 г. - именно в этот прискорбный день был изобретен пульт дистанционного управления, ставший символом "праздного и пассивного лицезрения экрана". С лекцией о кончине кинематографа, которая так и называлась: "Кино умерло… Да здравствует кино!" Гринуэй выступил в рамках Медиофорума вчера, 23 июня.
А сегодня он представляет альтернативу отошедшему в мир иной киноискусству - аудиовизуальное представление: используя гигантский дисплей, режиссер выбирает подобранные на определенную тему видеофрагменты. В то же самое время культовый DJ Серж Додвелл микширует соответствующие визуальному ряду музыкальные темы. Таким образом, видеоряд и музыка складываются в единую историю, которую транслируют на нескольких экранах.
Режиссер уже показывал подобные проекты в разных городах мира. Например, в монастыре Санта Мария Делле Грацие он представлял визуально-музыкальный комментарий к знаменитой фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря".
Другой его арт-проект был посвящен двухсотлетию Трафальгарской битвы и включал каллиграфические этюды, хоровое пение, строки из произведений Шекспира, Кольриджа и Мелвила. Все эти литературные, музыкальные и визуальные образы слились в единое произведение, посвященное переменчивой морской стихии.
Проект, который Гринуэй будет демонстрировать в Москве, посвящен его последнему киногерою Тульсу Люперу и его 92 чемоданам, в которых, по версии режиссера, заключена - ни много, ни мало - важнейшая часть истории XX века.
Писатель, художник и заодно заключенный со стажем, Тульс Люпер - персонаж вымышленный. При этом исторический фон, на котором разворачивается повествование о его жизни, вполне реален. Люпер кочует по миру, по тюрьмам, знакомится с разными людьми, принимает разные образы, создает свои проекты и собирает, таким образом, коллекцию уникальных артефактов, которая хранится в 92 чемоданах. Коллекция впечатляет не только своим размером, но и историческим масштабом: она охватывает период от 1928 г., когда в штате Колорадо были обнаружены залежи Урана до падения берлинской стены в 1989 году. К слову, столь широкий размах и склонность к каталогизации - характерная черта творчества Гринуэя.
Режиссер называет "Чемоданы Тульса Люпера" самым своим амбициозным проектом. Начало проекта было весьма традиционным: Гринуэй снял три 120-минутных художественных фильма о Тульсе Люпере. Примечательно, что вторая часть кинотрилогии была "русской" - в ней снимались отечественные актеры, а саму картину демонстрировали на 27 Московском кинофестивале.
Однако на одних только фильмах режиссер не остановился: параллельно он создал множество DVD-серий, несколько книг и телефильмов, а также веб-сайтов, посвященных путешествиям Тульса Люпера и его бесценным чемоданам. То есть, использовал самые разные информационные средства, чтобы зритель мог максимально близко и подробно познакомиться с его историей.
По версии Гринуэя, сочетание самых разных информационных источников и художественных средств - и есть поиск нового языка, который может стать альтернативой умирающему кинематографу.
Звучит, конечно, немного сложно, но на деле все не так страшно: перформансы Гринуэя, как и его фильмы, можно воспринимать по-разному. Кто-то искал и находил в "Поваре, воре.." или "Контракте рисовальщика" множество аллегорий и смыслов, а кто-то просто созерцал, воспринимая увиденное, как нестандартное зрелище. Во всяком случае, несмотря на неоднозначность и очевидную претенциозность, его картины всегда привлекали внимание массового зрителя. К немалому удивлению любителей "кино не для всех".