Фаллос "Войны", или как Михалков всех обманул
Произведение арт-группы "Война" и вероломство Бесогона - специальный обзор корреспондента "Интерфакса" главных событий в культурной и околокультурной жизнь России
Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU - Наверное, ни один фаллос в мире не удостоился чести столь дотошно обсуждаться общественностью, как пресловутый фаллос, созданный арт-группой "Война" и воздвигнутый на Литейном мосту. И признанный лучшим произведением визуального искусства за минувший год.
Уже начали утихать споры вокруг присуждения премии "Инновация" этой акции, как Общественная палата РФ выступила с заявлением, в котором пристыдила министерство культуры за пособничество фаллоимитаторам из группы "Война". "Расцениваем позицию Министерства культуры России и лично министра как неадекватную и непрофессиональную для органа государственной власти", - заявила Общественная палата, возмущенная пассивностью министерства, которое, по мнению палаты, должно было сразу объявить фаллос не имеющим отношения к искусству и уведомить об этом страну. Мысль Общественной палаты развила ее член (до чего богат на двусмысленности русский язык!) Ольга Костина, популярная "правозащитница", до того числившаяся членом Консультативного совета ФСБ, а еще до того – советником Лужкова: "Решение жюри – дешевое политиканство. Если они утверждают, что это культурный объект, я готова с этим поспорить, и не надо мне говорить, что я не искусствовед. Я гражданин этой страны, я имею высшее образование и представления о морали. И я не вижу здесь никакого объекта искусства", - уверяет Костина в одном из интервью.
Не будем уподобляться Костиной и вступать с ней в споры насчет объекта искусства, это сейчас совсем не важно. Но известно, что все познается в сравнении. Если на одну чашу весов положить тот самый гигантский фаллос вместе с мостом и целым зданием питерского ФСБ, а на другую – крохотное заявление Общественной палаты и высказывания ее членов, фаллос, как детские качели, взлетит вверх. Счастливое заблуждение ревнителей общественной морали в том, что им кто-то дал право публично оценивать уровень этой морали, по своим последствиям куда опаснее, чем все нарушения морали сразу. Ибо свидетельствует о непонимании того, что такое свобода слова в широком смысле. Она, свобода слова, не всегда радует, порой ее проявления могу безмерно возмущать, раздражать и настораживать, как в случае с "Войной". Но насколько мудрее в этой ситуации оказалось не всегда мудрое и терпимое Министерство культуры, у которого хватило ума воздержаться от начальственных суждений и запретов.
Совершенно неожиданно Министерство культуры выступило защитником государства – государства не как инструмента насилия, а как структуры, в основе которой – Конституция и истинная свобода слова.
А что "Войны" с ее акциями – ну так современное искусство и зиждется на провокации. Пусть лучше будут провокации в искусстве, чем провокации в жизни и в политике.
Другим невеселым событием из области культуры на этой неделе стало оглашение списка конкурсантов крупнейшего и престижнейшего кинофестиваля в мире – Каннского. В основной конкурс российское кино не попало. Да, конечно, всякий конкурс – это вкусовщина и политика, но почему-то вкусы самых громких мировых ньюсмейкеров обходят нас стороной. И пока специалисты гадали – Сокурова или Звягинцева пригласят в конкурс или их обоих, - Канны даже не держали их в голове.
Другая печальная новость: мы теряем его. Никита Михалков, Бесогон №1, покидает Живой Журнал, приостанавливая свой веселый блог. Об этом он заявил в последнем выпуске "Бесогона-ТВ", объяснив, что теперь намерен заниматься только фильмом, "который всем вам, не сомневаюсь, очень нужен". Почему такое непостоянство – понятно. "Бесогон-ТВ" был временным трамплином, призванным подбросить интерес к Михалкову вообще и на федеральных каналах в частности. Впереди – "Цитадель". Массированная реклама ее только началась, и никто не удивится, если Михалков мелькнет там, куда пока не добрался, – в "Спокойной ночи, малыши!", в "Модном приговоре" и нескончаемом сериале "Губка Боб Квадратные Штаны".
А пока общественность возмущалась суждениями Михалкова о своей мигалке ("Ну отберут ее у Михалкова, ну сядет в нее какой-нибудь Ебардей Гордеич Кунтупаев – вам легче будет?"), тихо, под шумок, вернул Арбитражный суд Москвы михалковскому союзу правообладателей отобранное было право собирать один процент с каждого записывающего устройства.
Кто сказал, что хороших режиссеров у нас нет?! Банальный, но беспроигрышный, как всегда ход – отвлечь внимание обывателя какой-нибудь трескучей ерундой и на окраинах скандала, там, куда никто не доберется, сделать то, ради чего вся трескотня и затевалась. По сравнению с такими грандиозными акциями гигантский фаллос покажется сдувшимся воздушным шариком, годным лишь на то, чтобы попугать Общественную палату.
Обозреватель Екатерина Барабаш