Катастрофа польского борта: год спустя

В воскресенье ровно год со дня авиакатастрофы самолета Ту-154 под Смоленском, в которой погибли президент Польши со своей супругой, а также известные политики, религиозные и общественные деятели страны. Расследование этой трагедии ведется до сих пор

Фото: Reuters

Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU – Со дня катастрофы самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского под Смоленском прошел год. И в России, и в Польше почтят память погибших. До сих пор точка в расследовании этой трагедии не поставлена, российские и польские специалисты продолжают работать.

Напомним, что самолет с официальной делегацией Польши разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. На борту находились 96 человек, в том числе Лех Качиньский и его супруга, известные политики, религиозные и общественные деятели, которые направлялись в Катынь для участия в памятных мероприятиях. Выжить не удалось никому.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в январе этого года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

В то же время, официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил в минувшую пятницу "Интерфаксу", что ведомство продолжает расследование уголовного дела, возбужденного по факту катастрофы по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть). В частности, по его словам, "следователи СК РФ при участии польских прокуроров планируют допросить должностных лиц, отвечавших за организацию и подготовку особо важного рейса 10 апреля 2010 года в Смоленск делегации во главе с президентом Польши, а также военнослужащих, осуществлявших подготовку самолета, экипажа и выпуск воздушного судна с аэродрома Варшавы".

Представитель СК отметил, что в присутствии российских следователей в ходе допросов "должны быть установлены важные для определения истины по делу обстоятельства, в частности, касающиеся подготовки командира воздушного судна и других членов экипажа, объема предоставленной им актуальной информации, необходимой для вылета из Варшавы и посадки на аэродром "Смоленск-Северный". Следственный комитет планирует также установить, какими нормативными актами и другими документами руководствовался экипаж польского Ту-154М во время полета над территорией РФ и при посадке на аэродром Государственной авиации России.

Маркин уточнил, что в соответствии с запросом Следственного комитета РФ о правовой помощи комплекс необходимых следственных действий с участием российских следователей планируется провести в период с 16 по 30 апреля 2011 года. По результатам этой работы российские следователи и польские прокуроры наметят проведение дальнейшего комплекса следственных мероприятий, отметил представитель СК.

В минувший четверг Маркин сообщил, что польская сторона до сих пор не дала исчерпывающих ответов на запросы российского следствия по делу о катастрофе Ту-154 президента Польши, в частности, касающихся детализации телефонных переговоров с лайнером. "Из шести запросов, которые направлялись СК РФ в Польшу, ответы от польских компетентных органов получены пока лишь на два из них, причем не в полном объеме", - сказал он "Интерфаксу".

Маркин отметил, что Следственным комитетом со своей стороны исполняется восемь поручений польских компетентных органов о правовой помощи. Ранее в рамках исполнения запросов российской стороной уже было направлено в Польшу 28 томов копий материалов следственных и иных процессуальных действий. Также состоялась передача польской стороне дополнительных 1110 страниц копий процессуальных документов, в том числе копий протоколов следственных действий, произведенных в присутствии польских прокуроров в феврале 2011 года; протоколов осмотров и опознаний тел и фрагментов человеческих останков, обнаруженных на месте происшествия; заключений ранее назначенных судебных экспертиз, которые до этого не были направлены польской стороне, заключил представитель СК РФ.

Между тем польская прокуратура заявила, что исполняет запросы российской стороны непрерывно, и выполнила большинство. Пресс-секретарь военной прокуратуры Збигнев Жепа сообщил польскому информационному агентству, что до 1 апреля Польше поступило шесть запросов от России, четыре из них исполнены полностью, два - частично. Представитель генпрокуратуры Польши Матеуш Мартынюк заверил, что российской стороне передаются все материалы, которые приходят от военной прокуратуры.

Премьер-министр Польши Дональд Туск и глава МИД России Сергей Лавров в минувшую пятницу вступили в заочную полемику по поводу расследования катастрофы самолета польского президента под Смоленском. "Я бы соврал, сказав, что считаю расследование российской стороны объективным", - заявил польский премьер в интервью Би-би-си. Он признал, что выводы, озвученные Межгосударственным авиационным комитетом и касающиеся халатности и ошибок с польской стороны, недалеки от истины. "Но и ответственность российской стороны также очевидна", - уверен Туск.

Со своей стороны Лавров отмел все упреки, заявив Би-би-си, что расследование, проведенное российскими властями, является "беспрецедентно прозрачным". "Польские эксперты принимали непосредственное участие в этом процессе. Выводы расследования основаны на общеизвестных фактах. Речь не идет о том, что эти выводы содержат обвинения в адрес кого-то. Задача профессионалов состоит в том, чтобы исследовать их", - подчеркнул глава российского МИД.

Новости