Поп-корн от "Ники"

В Московском театре оперетты вручили 24-ю "Нику", которая еще раз показала, что художественно-вкусовая близорукость становится верной приметой нашего времени

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 апреля. INTERFAX.RU - Сначала, как всегда, вышел на сцену Михаил Ефремов и прочитал очередной стих Дмитрия Быкова о римейках, о тандеме и о том, что после "Цирка" может нагрянуть "Весна". Было весело. Впрочем, на том веселье и кончилось, потому что пришли все-таки не совсем к Ефремову с Быковым - пришли посмотреть, как хорошее кино побеждает плохое. Но с этим не сложилось.

Конечно, следовало насторожиться сразу, когда "Брестская крепость" Александра Кота вышла в фавориты по количеству номинаций. Уже тогда стало ясно, что во вверенном Гусману с Баталовым и Шабдурасуловым королевстве неладно. Но надеялись, что раз рядом есть "Овсянки" Алексея Федорченко да "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского, академики в конечном итоге опомнятся. Но, видно, проблема оказалась глубже, чем просто внезапная разовая слепота. Скорее можно говорить о хронической художественно-вкусовой близорукости, которая становится верной приметой нашего времени в части восприятия искусства.

Если посмотреть на победителей "Ники" этого года, видно сразу: "Ника" берет то, что лежит на виду. Владимир Машков ("Ника" за лучшую мужскую роль) – он на виду, он играет шумно, напористо, с профессиональными и эмоциональными пережимами. Евгений Миронов ("Ника" за лучшую мужскую роль второго плана) превосходен всегда – был, есть и будет. Он виртуозен, он гиперпрофессионален, да и просто необычайно талантлив. И если это повод, чтобы бесконечно отмечать его заслуги, то, может, лучше раз и навсегда составить список хороших (лучших) актеров и ежегодно распределять между ними награды. Конкурента Миронова по номинации, Виктора Сухорукова ("Овсянки") заметить было куда сложнее - его роль молчалива, нежна и звеняща. Но исполнена с необычайной внутренней актерской экспрессией и вполне может считаться лучшей ролью Сухорукова.

Но все это надо разглядеть или хотя бы иметь желание разглядеть. Для этого, собственно, и существуют профессиональные премии – чтобы вытащить на поверхность то, что не разглядела публика в запале развлечений, чтобы противопоставить общему серому валу редкие профессиональные жемчужины. Чтобы не дать в пятый раз "Нику" Гарри Бардину за слабенького "Гадкого утенка" только потому, что его хорошо тут знают и он тут в доску свой. Достаточно было просто не полениться и глянуть хоть одним глазом его конкурента фильм "Шатало" Алексея Демина, работу редкой профессиональной силы и обаяния. Но как-то, знаете ли… хм… руки не доходят, вы уж нас извините… У нас тут свой праздник. И, кстати сказать, тут, на этом празднике, Балабанов со своим "Кочегаром" совершенно лишний. Он нам, знаете ли, неприятен. Да и не пришел ни разу на "Нику". Да ну его совсем.

Вот и не получает "Кочегар" вообще ни одной "Ники" - не любят его здесь, чужой он, стиль его узнаваемо несимпатичен. То ли дело гладкая, причесанная как на выданье "Брестская крепость" - даром что сценария нет. Зато все на месте, все актерские работы как на ладошке ясные, кругленькие - совершенно одинаковые, через пять минут не вспомнишь ни одной.

Конечно, для таких случаев есть замечательная фраза: "О вкусах не спорят". Это, конечно, правильно, но лишь в тех случаях, когда речь идет действительно о вкусах, а не о профессиональной зоркости.

Когда на сцену в качестве ведущей вышла Ксения Собчак, стало ясно: "Ника" сдалась. Она больше не может противостоять гламуру и нашествию звезд шоу-бизнеса, она больше не может обороняться от глянцевых стрел, которые пускает в нее наша жесткая гламурная реальность. "Ника" устала. Ей хочется поп-корна. А под него и "Край" хорошо пойдет.

Новости