"Троянский конь" "Коммерсанта"
ИД "Коммерсант" в результате "виртуальной" сделки по обмену онлайн-издания Gazeta.ru на пакет акций в компании "Суп" получил доступ к огромной аудитории LiveJournal для развития своих проектов.
Москва. 23 июня. INTERFAX.RU – Онлайн-издание Gazeta.ru переходит под контроль крупнейшей Интернет-компании "Суп", владеющей популярным сервисом LiveJournal. Владелец интернет-газеты Алишер Усманов отдает свой онлайн-актив бесплатно. Взамен медиа-магнат получает от совладельца "Суп" Александра Мамута большой пакет акций в самой компании и возможность назначать двух членов правления компании.
"Сотрудничество основано на интеграции технических возможностей блог-платформы LiveJournal, принадлежащей компании "Суп", и медиа-активов "Коммерсанта", включая сайт Gazeta.ru, - говорится в заявлении компании "Суп" на официальном сайте.
"Суп" рассчитывает за счет онлайн-издания расширить свое присутствие на рынке контента в Рунете. При этом, несмотря на смену собственника, в редакционной политике Gazeta.ru ничего измениться не должно. По условиям сделки издание должно остаться независимым ресурсом, входящим в группу компаний "Суп", его редакционная, маркетинговая и кадровая политика останутся без изменений. В совет директоров компании "Суп" войдут два новых человека, представляющие издательский дом "Коммерсант".
"Для нас в связи с этим ничего не изменилось - мы остаемся под управлением "Коммерсанта" и все свои действия как согласовывали с ним, так и согласовываем. Что касается финансов, то у нас в этом году бездефицитный бюджет, более того, к концу года мы должны выйти на прибыль", - заявил Интерфаксу главный редактор Gazeta.ru Михаил Михайлин.
Интересно, что денег в этой "сделке" не фигурирует вообще. Известно, что ИД "КоммерсантЪ" уступил компании "Суп" 100% акций Gazeta.ru, а вот какой пакет акции самой компании перешел к "Коммерсанту" пока остается тайной. Gazeta.ru стоит значительно дешевле компании, владеющей живым журналом. В компанию "Суп" входят сервис LiveJournal, купленный в декабре 2007 г. примерно за $30 млн, спортивный сайт championat.ru и два рекламных агентства +Sol и Victory S.A, чья выручка от продажи рекламы в прошлом году составила около $6 миллионов. Gazeta.ru такими цифрами похвастаться не может. Так в прошлом году доходы от рекламы в Интернет-издании составили примерно $5 миллионов.
Что касается "Коммерсанта", то издательский дом получает большой охват аудитории и влияние на российском интернет-рынке. Сервисом LiveJournal ежедневно пользуются около полумиллиона человек. В тоже время входящая в один медиа-холдинг с "Коммерсантом" Gazeta.ru представляет собой продукт со схожим контентом, только иного уровня, в результате конкурирует с их собственным и мало что дает в интеграции.
"Сделка, безусловно, выгодна "Коммерсанту". За счет возможностей "Суп" они смогут значительно увеличить свои возможности на рынке. А вот зачем эта сделка понадобилась владельцам "Суп", я сказать затрудняюсь", - заявил "Интерфаксу" генеральный директор крупнейшего агентства интернет-рекламы "Media selling", продающего в частности рекламу на Gazeta.ru, Лев Глейзер. – "Бизнес-модель компании "Суп" крайне неудачна. Компания давно ничего не зарабатывает и даже несет убытки. Получение контроля над Gazeta.ru вряд ли изменит ситуацию в лучшую сторону".
Бывший директор по маркетингу "Супа", а ныне руководитель лаборатории конвергенции факультета журналистики МГУ Иван Засурский называет сделку – "троянским конем", запущенным "Коммерсантом". По его словам – это абсолютно виртуальное соглашение, отсутствует оценка стоимости Gazeta.ru и капитализации компании "Суп". При этом отсутствие денег и стало условием, которое сделало сделку возможной – "в итоге Ъ влез в ЖЖ, огромный пласт целевой аудитории для самых разнообразных продуктов Ъ".
"Создается впечатление, что Демьян Кудрявцев (гендиректор ИД "Коммерсант") как будто бы подарил свой проект Эндрю Полсону (президент компании "Суп")", - говорит эксперт. – "Однако как только Gazeta.ru будет интегрирована в проекты "Супа", трафик пойдет в сторону "Коммерсанта" через все те интеграционные механизмы, которые сегодня уже видны на сайте издания".
"Судя по сообщениям о сделке, редакционная политика интернет-издания меняться не будет. В этом случае не очень ясно, как успех проекта будет зависеть от внедрения Gazeta.ru в бизнес "Супа" - а это и есть самое интересное в этой истории",- подчеркивает Иван Засурский. – "Поэтому пока складывается ощущение, что в большем выигрыше оказывается Ъ. Впрочем, и владелец LiveJournal получает актив с хорошим брендом и своей аудиторией фактически бесплатно, а это первое приобретение со времен championat.ru крайне важно для компании, которая хотела покупать ресурсы направо и налево, но в результате пошла по пути использования "внутренних резервов" ЖЖ".