Вроде не Мавроди
В "ПираМММиде" встречаются и терзают друг друга десятки противоречивых и спорных эпизодов из почти выдуманной истории отчизны и такой же полуобморочной биографии
Москва. 7 апреля. INTERFAX.RU - Все еще загадочную и чуть ли не самую знаменитую персону в экономической истории страны запихнули в очень странный и какой-то сумбурный видеоряд, назвав получившееся творение "ПираМММИдой". Главный герой носит меценатскую фамилию Мамонтов, не ест ничего кроме кефира, дарит восьмилетней дочери пригвожденную коллекционную бабочку и, почти молча, лишь иногда делясь с подвернувшимся слушателем философскими максимами, ставит страну на колени.
Создатели "ПираМММИды", кажется, вполне осознанно наступили в не совсем еще окаменевшую коровью лепешку прошлого, жадно надеясь, что красивым клипом на тему болезненного эпизода в истории великих афер народ удастся хоть как-то развлечь и отвлечь. Очень уж заметно, что сам по себе феномен Сергея Мавроди пока еще ну никак не укладывается в головах, на чьих бы плечах эти головы не сидели. Лучше всего о Мавроди может рассказать, конечно же, только сам Мавроди, а никакой не Мамонтов, и даже не распрекрасный Алексей Серебряков, который, к слову, в "ПираМММиде" очень и очень старается, а для хорошего актера это немыслимая пытка.
Мамонтов-Мавроди - это такой гиперсубъективный слепок с посмертной маски героя, который еще живее всех живых, он теперь уже совсем не страшен, как мы понимаем по клиническим видеообращениям возвернувшегося гения, не так уж и демоничен, зато бодр и сведущ, как прежде. Как-то получается, что при наличии Мавроди настоящего, попытка проиллюстрировать кинотеатральным Мамонтовым то, что почти каждый взрослый гражданин своей горемычной родины помнит абсолютно по-своему, выглядит, по меньшей мере, актом неуемной заносчивости. Если прикрепить к этому еще и то, что "ПираМММида" изобилует совершенно излишними для нарратива художественными катализаторами, то полученный результат сам по себе фальшивой "мамонтовкой" и становится. Расплачиваться такой бумагой с алчущим зрителем, наверное, все-таки грешно, потому что из имеющегося на руках сюжета, со всеми его одиозными окантовками и обрамлениями наверняка можно было бы поступить иначе. И в кои-то веки людей не пришлось бы обманывать. Вот почему "ПираМММида" оставляет какое-то смутное ощущение обиды, такое чувство, как будто тебя снова "кинули".
Отчетливой остается лишь только одна мысль: гениальный и цельный, во многих смыслах, эксперимент Сергея Мавроди (оставим в этих скобках вопросы о его мотивах, гуманности и целесообразности для людей, поверивших в Леню Голубкова, - это был бы приговор) обращается в слишком яркий, пересвеченный портрет коротенькой, но все-таки эпохи, которую и представить-то в таких красках было бы сложно. И, получается, что цель условной экранизации вообще не ясна: для стариков – не годится по умолчанию, для школьной хрестоматии – вряд ли, под адаптированную версию краха теории про "МММ – нет проблем" в каждой семье есть свои собственные легенды, а разнообразным тридцатилетним, до этого уже, кажется, совсем нет дела. И тогда не нужно, пожалуйста, одной твердой рукой крутить мясорубку нового кино, а другой продолжать подмешивать туалетную бумагу нам в котлеты.
Обозреватель Полина Грибовская