Жизнь и смерть утиля

Владимир Путин предложил продлить программу утилизации легковых автомобилей до конца года, добавив на нее 5 млрд рублей, и на этом ее закончить. На смену легковому утилю придет программа для грузовой техники, на которую за три года из госбюджета могут потратить 18 млрд рублей

Фото: Reuters

Москва. 6 апреля. FINMARKET.RU - Программа утилизации легковых автомобилей может быть продлена до конца года с выделением на ее финансирование еще 5 млрд рублей, и на этом будет завершена. Следом может стартовать трехлетний утилизационный проект для грузовиков и автобусов, который обойдется госбюджету почти в 18 млрд рублей.

Легковой "утиль" - начало конца

"Предлагаю программу, в части, касающейся легковых автомобилей, продлить до конца 2011 года, и на этом ее закончить. Но до конца 2011 года полностью обеспечить финансирование и выделить на эти цели дополнительно 5 млрд рублей", - сказал премьер-министр Владимир Путин на совещании "О продлении программы утилизации легковых автомобилей и запуске программы обновления парка грузовых автомобилей и автобусов".

"Я знаю мнение многих наших экспертов, которые считают, что нужно эту программу заканчивать. Искусственное стимулирование спроса нужно постепенно свертывать - так, как это сделано в других странах. Собственно, мы ранее об этом уже говорили и объявляли", - отметил В.Путин.

Программа утилизации старых легковых автомобилей, в соответствии с постановлением правительства РФ, стартовала 8 марта прошлого года и должна была завершиться через 8 месяцев - в ноябре, но оказалась столь востребованной и гражданами, и автопромом, что первый ее этап закончился досрочно, и ее дважды пришлось продлевать. В настоящее время программа действует без ограничения сроков. Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, покупают новый со скидкой в 50 тыс. рублей.

По словам В.Путина, программа утилизации сработала эффективно.

"Мы сначала выделили на нее 10 млрд рублей, потом добавили еще 5 и еще 10 млрд рублей. В общей сложности на программу утилизации старых легковых автомобилей мы направили 25 млрд рублей. Должен сказать, что многие наши сограждане воспользовались этой программой, если учесть еще то, что 165 тыс. человек воспользовались льготным автокредитованием. В целом 500 тыс. человек у нас приобрели новые машины. Вместе с членами семей это более 1,5 млн человек, имея в виду, что среднестатистически у нас в семье 3 с небольшим единицы. Более 1,5 млн человек реально воспользовались программой", - сказал премьер.

Всего в рамках программы (с учетом продлений) планировалось выдать 500 тыс. сертификатов, которые должны были закончиться уже в апреле текущего года. Если будет утвержден четвертый этап программы, то, исходя из ее параметров, власти могут выделить указанные выше 5 млрд рублей еще на 100 тыс. утилизационных ваучеров.

Основные продажи в рамках премий за утилизацию приходятся на продукцию "АвтоВАЗа" (около 80% всех утилизационных продаж). Продажи "АвтоВАЗа" в прошлом году выросли на 45,7%, до 558,7 тыс. автомобилей, при этом реализация Lada на внутреннем рынке увеличилась почти на 48%, до 517,147 тыс. машин, в том числе по программе утилизации поставлено 221,584 тыс. автомобилей.

По итогам 2010 года Lada 2105/2107 ("классика") производства "АвтоВАЗа", основная модель, которая продается по программе утилизации, стала самой продаваемой моделью в России: в прошлом году ее реализация выросли более чем в два раза - до 136 тыс. машин.

В целом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2010 году в России выросли на 30% и достигли уровня свыше 1,9 млн машин.

В перечень автомобилей, которые можно купить в рамках программы, входит Volkswagen Passat, Tiguan и Polo Sedan, Skoda Yeti, Superb, Fabia и Octavia производства ООО "Фолькскваген Груп Рус" (завод VW в Калуге), Peugeot 308 и Citroen C4, производства ООО "ПСМА Рус" (завод PSA в Калуге), Hyundai Solaris, Chevrolet Lacetti, автомобили производства ОАО "УАЗ", SsangYong Rexton, Kyron, Actyon, Actyon Sports и Fiat Dolbo Panorama, Albea и Linea - от группы Sollers.

Также в перечень входят все модели ОАО "АвтоВАЗ", Volga Siber (ОАО "ГАЗ"), Kia Spectra и Sorento (ОАО "ИжАвто"), Hyundai Sonata, Accent, Santa Fe и другие модели ООО "ТагАЗ".

В список входят также собираемые в России Nissan Teana и X-Trail, Toyota Camry, Isuzu NLR85, Chevrolet Niva, Captiva и Cruze, Opel Antara и Astra, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и Sandero.

Грузовой "утиль" - за три года 18 млрд

В очереди за бюджетными деньгами на обновление устаревшего автопарка и стимулирование производства вслед за "легковушками" встали владельцы и производители грузовой техники.

Как сообщил в среду Владимир Путин, Минпромторг запрашивает по 3,5 млрд рублей на ближайшие три года на программу утилизации автобусов, по грузовым автомобилям - 7,4 млрд рублей в течение 3 лет, начиная с 2012 года.

"Есть также предложение аналогичного характера по сельхозтехнике", - добавил В.Путин. "Предлагаю обсудить это отдельно и решать в рамках бюджетного процесса, исходя из возможностей бюджета", - сказал премьер.

Ранее министерство промышленности и торговли РФ обещало запустить аналогичную программу для грузовиков уже в следующем году. Эксперты отмечали, что ее основными бенефициарами станут российские автопроизводители большегрузов.

Как сообщалось, Минпромторг в рамках программы обновления парка коммерческих автомобилей, которую планируется запустить в 2012 году, рассматривает два варианта стимулирования продаж грузовых автомобилей: обновление автопарка за счет помощи малому и среднему бизнесу, а также лизинговые схемы. По автобусам планируется использовать программу софинансирования из регионального и федерального бюджетов.

Сроки старта программы по утилизации грузового автохлама остались прежними. "2012 год - это для нас ориентир. Форма программы в стадии окончательного обсуждения", - сказал он, отвечая на вопрос о сроках запуска программы обновления парка коммерческих автомобилей в России.

Как пояснял директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства Алексей Рахманов, по грузовикам программа будет похожа на программу утилизации по легковым автомобилям, но с учетом специфики грузового транспорта. В частности, размер премий может составлять 10-15% от стоимости транспортного средства.

Как уже сообщалось, Минпромторг планировал включить в программу утилизации грузовых автомобилей продукцию ОАО "КАМАЗ", завода "ГАЗ", "Урал", "ЗиЛ" и российских предприятий Volvo Truck, Scania и Isuzu. Разработчики данной программы планируют, что ежегодно в утиль будет отправляться 38 тысяч грузовиков.

В 2010 году российская автомобильная отрасль удвоила выпуск продукции, продажи новых легковых автомобилей увеличились на 30%, грузовых автомобилей - на 122%, автобусов - почти на 30%. По итогам января-февраля производство легковых автомобилей выросло в 2,1 раза, автобусов - почти на 83%, грузовиков - на 45%.

Новости