Кукольные разборки большого бизнеса
Mattel, создатель легендарной Барби, судится с концерном MGA Entertainment, выпустившем на рынок страшноватых куколок, потеснивших идеальную красотку
Москва. 23 июня. INTERFAX.RU - В кукольном мире кипят совсем не игрушечные страсти. Концерн Mattel - производитель знаменитой куклы Барби - судится с компанией MGA Entertainment, главный продукт которой, яркие и вызывающие малышки Братц, бьют рекорды продаж во всем мире. Mattel утверждает, что дизайн четырех кукол - Хлое, Ясмин, Саши и Джейд - был украден у концерна его бывшим сотрудником и продан конкурентам. В MGA претензии игрушечного гиганта называют "актом отчаяния". Последнее время Mattel преследуют одни неприятности - в прошлом году компании пришлось отозвать из магазинов значительную часть своей продукции, не соответствующей санитарным нормам. Кроме того, слишком идеальные игрушки начинают терять популярность у современных детей.
Старость Барби
В следующем году самой знаменитой кукле на земле - фигуристой красавице Барби - исполнится, шутка ли сказать, 50 лет. Игрушка была представлена на международной игрушечной ярмарке в 1959 г., и на протяжении десятилетий оставалась символом счастливого детства. О Барби мечтали все девочки мира, и в угоду им она меняла свои наряды, цвет волос и кожи и даже род занятий. За свою жизнь Барби успела побывать домохозяйкой, шофером, парикмахером, бизнесвумен, космонавтом и даже президентом США. Когда-то каждую секунду на земном шаре продавалось три куклы Барби, но те времена, увы, канули в лету.
Потрясение, которое сейчас переживает знаменитая кукла сравнимо разве что с ее уходом от верного бойфренда Кена к смазливому серферу Блейну в 2004 году. Представьте: она больше не является самой популярной игрушкой в мире! В XXI в. место Барби в девичьих сердцах прочно заняли малышки Братц (от сленгового brat - озорное, строптивое дитя) - Хлое, Ясмин, Саша и Джейд, поступившие в продажу в 2001 году. Впервые увидев их на полках магазинов, родители были в шоке - размалеванные, толстогубые куколки с капризными лицами и в вызывающей одежде совсем не походили на милых сказочных принцесс, с которыми они сами играли в детстве. Но зато современные дети, спавшие в колясках под ритмы канала MTV, были в восторге. И пяти лет не прошло, как Братц побили рекорды продаж сначала в США и Великобритании, а потом в других странах мира, включая пуританские ближневосточные.
В компании MGA Entertainment, являющейся производителем кукол, уверены, что именно этот потрясающий успех не дает спокойно спать менеджерам Mattel и является причиной их судебного иска. "Новые куклы бросили вызов полувековому засилью Барби на рынке игрушек. Раньше никто был не в состоянии это сделать, - говорится в заявлении MGA. - Но вместо честной конкурентной борьбы Mattel начала войну с использованием нечестных, несправедливых и антиконкурентных способов".
Кукольный плагиат
Представители Mattel утверждают, что эскизы кукол Братц были разработаны дизайнером Картером Брайантом в то время, когда он еще числился в штате компании, а потом проданы MGA за $35 миллионов. В ходе судебных слушаний они обвинили Брайана в использовании производственных секретов, ресурсной базы и персонала Mattel для создания прямых конкуренток Барби - Хлое, Ясмин, Саши и Джейд. Игрушечный концерн намерен доказать факт нарушения авторских прав и тем самым остановить продажи Братц, однако в MGA уверены, что этой цели истцам добиться не удастся.
"Это акт отчаяния. Mattel живет в выдуманном мире. Куклы Братц им не принадлежат, и они это знают. Вся эта история сфабрикована компанией, которая была вынуждена сдать свои позиции на рынке. Я думаю, что Барби уже очень много лет. Детям хочется чего-то нового, и они нашли это в куклах Братц, поэтому они хорошо продаются. А Барби пора на покой", - заявил исполнительный директор MGA Айзек Лариан.
В свою очередь Картер Брайант свидетельствует, что первые наброски Братс появились в 1998 г., когда он уже 8 месяцев как не работал в Mattel. Эскизы, действительно, были сделаны в блокноте с символикой концерна, но это единственный вклад, который бывший работодатель, по словам дизайнера, внес в создание кукол. А решающую роль в судьбе виниловых малышек сыграла 11-летняя дочь Айзека Лариана: ей так понравились рисунки "дяди Картера", что она уговорила папу запустить первую партию Братц в производство.
В MGA Entertainment говорят, что не потерпят огульных обвинений в свой адрес. Компания уже выдвинула встречный иск к Mattel в размере $1 млрд за ущерб деловой репутации. Адвокаты MGA прозрачно намекают, что в попытках спасти честь стареющей красавицы Барби, дизайнеры Mattel сами были вынуждены пойти на плагиат: они якобы скопировали отдельные элементы внешности и одежды малышек Братц при создании новой серии кукол, выпускаемой под брендом My Scene. Иными словами: разборки между гигантами игрушечного бизнеса далеки от завершения.