"Шереметьево" и "Внуково", объединяйтесь

Минтранс и мэрия Москвы договорились об объединении "Шереметьево" и "Внуково" в единый комплекс, оценочная стоимость которого составит несколько миллиардов рублей. Впоследствии комплекс "Шереметьево-Внуково" будет приватизирован

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 28 марта. INTERFAX.RU - Международные аэропорты - лицо крупнейших городов мира. Тот факт, что у Москвы, готовящейся стать международным финансовым центром, это лицо далеко не всегда бывает дружелюбным (память о предновогоднем коллапсе еще свежа), не оставлял сомнений в том, что вскоре судьбой столичного авиаузла вплотную займутся власти.

В понедельник совещание на эту тему провел премьер-министр Владимир Путин. Выбор места проведения мероприятия выглядел логичным - во-первых, "Шереметьево", в отличие от "Домодедово" и "Внуково", принадлежит государству, во-вторых, именно этот аэропорт вскоре станет временным пристанищем для литерных рейсов из-за ремонта во "Внуково".

Но главной темой совещания, разумеется, стал вовсе не перевод спецотряда "Шереметьево". Премьер пообещал аэропорту третью взлетно-посадочную полосу, а также сообщил, что "Шереметьево" будет объединено с "Внуково". Места для "Домодедово" в этой связке не нашлось, как нет, судя по всему, и бюджетных денег для третьей полосы в частном аэропорту. Впрочем, рисовать безрадостные перспективы "Домодедово" явно преждевременно. Неоценимая моральная поддержка пришла в трудную минуту из стана "Аэрофлота", базового перевозчика "Шереметьево".

Хаб нациоанльного значения

Гендиректор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" Виталий Савельев не исключил вероятности перехода национального перевозчика в "Домодедово" и предложил отдельно рассмотреть вопрос о возможности строительства третей полосы в аэропорту.

По его мнению, именно "Домодедово" в будущем может сыграть роль хаба международного значения. "В 2020 году надо делать ставку на "Домодедово", - полагает В.Савельев. Решения о переходе "Аэрофлота" в этот аэропорт пока не принято, но компания уже сейчас хочет понимать перспективы развития московского авиаузла.

Вопрос о переезде "Аэрофлота" возник из-за глобальных планов перевозчика, который к 2025 г. намерен перевозить 70-75 млн человек в год. С таким потоком "Шереметьево" просто не сможет справиться, ведь свободной земли аэропорта хватит только для строительства одной полосы, а у "Домодедово", по оценкам менеджмента, зарезервирована территория под 10 полос. "Домодедово" к 2020 г. рассчитывает обслуживать 60 млн пассажиров в год, а "Шереметьево" - только 40 млн человек.

В то же время В.Савельев не сомневается в том, что строительство третьей полосы в "Шереметьево" необходимо.

Между тем, министр транспорта Игорь Левитин считает, что для решения вопроса по строительству ВПП-3 в "Домодедово" необходимо заключение экспертов. Он пояснил, что ранее было принято решение о реконструкции существующей ВПП, однако тогда бы пришлось на какой-то период закрывать действующую вторую полосу. "Чтобы этого не делать, необходимо построить еще взлетно-посадочную полосу, то есть перенести существующую на определенное расстояние, а существующая взлетно-посадочная полоса может быть использована под магистральную рулежку", - говорил министр.

Кроме того, по словам И.Левитина, строительство ВПП-3 потребует создания дублера Каширского шоссе, ведущего к аэропорту. "Если мы выходим на три полосы в "Домодедово", нам нужен дублер Каширского шоссе в Москве, потому что поток пассажиров из "Домодедово" существующая автомобильная дорога пропустить не сможет", - заявил он.

Решение не принято

На совещании в понедельник, впрочем, вопрос о третьей ВПП в "Домодедово" если и обсуждался, то без принятия конкретных решений.

"(Принятые сегодня решения) не касались аэропорта "Домодедово", я говорю о решениях, принятых в отношении "Внуково" и "Шереметьево" и строительстве третьей взлетно-посадочной полосы в "Шереметьево", по "Домодедово" я никаких решений сегодня не принимал", - заявил В.Путин.

"Я понимаю ваше желание иметь три полосы, тем более что это вполне логично, и пространство самого "Домодедово" это позволяет сделать весьма эффективно. Вам нужно продолжить переговоры с министерством транспорта", - посоветовал В.Путин выступившему на совещании председателю совета директоров "Домодедово" Дмитрию Каменщику.

В то же время премьер заявил, что строительство третьей полосы в "Шереметьево" - один из приоритетов развития московского авиационного узла. "В числе приоритетов - завершение в 2012 г. реконструкции ВПП во "Внуково". И строительство в ближайшее время новой полосы - в "Шереметьево", в котором базируется "Аэрофлот". Прошу Минфин, Минтранс и Минэкономразвития обеспечить необходимое финансирование и организацию строительных работ", - сказал премьер.

Ранее сообщалось, что на строительство третьей ВПП в "Шереметьево" потребуется 25-28 млрд руб. В настоящее время материалы и документы проходят обсуждение - и если все юридические вопросы будут решены до конца 2011 г., к строительству полосы могут приступить уже в начале 2012 г.

Стоимость строительства третьей полосы в "Домодедово" оценивается в 20 млрд руб. При этом аэропорт готов направить 2,5 млрд руб. собственных средств на выкуп земли под реализацию проекта.

"Шереметьево"+"Внуково"

В ходе совещания премьер объявил, что Минтранс и мэрия Москвы договорились об объединении ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и ОАО "Аэропорт Внуково" в единый комплекс. После объединения компания будет приватизирована.

Оценочная стоимость единого комплекса составит "несколько десятков миллиардов рублей". "Мы исходим из того, что возникнет синергия, которая создаст условия для существенного увеличения возможностей грузопотока, пассажиропотока", - отметил В.Путин.

Он добавил, что "у государства нет цели вечно сидеть в этих активах, этот шаг направлен на то, чтобы создать единый комплекс, технологически его обустроить и потом по соответствующей рыночной цене выводить на рынок и приватизировать". Премьер добавил, что затраты Москвы на развитие "Внуково" составили порядка 45-50 млрд руб., и эти деньги будут компенсированы городу. В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что эти деньги пойдут на развитие метро.

Игорь Левитин подтвердил, что государство, объединив в единую компанию "Шереметьево" и "Внуково", может в будущем отказаться от контроля в единой компании. По его словам, правительство дало поручение проработать вопросы по приватизации, "чтобы государство не было главным обладателем этих активов". "В будущем государство может выйти из контроля", - сказал И.Левитин, не уточнив сроков ни объединения аэропортов, ни приватизации.

Условия объединения аэропортов определят Минэкономразвития, Минтранс и Москва. Сейчас идет согласование оценок "Шереметьево" и нового терминала аэропорта - терминала D. Сначала ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" будет объединено в единый комплекс с терминалом D, а затем "большое" "Шереметьево" будет объединено с "Внуково".

Как сообщалось ранее, в декабре 2010 года была проведена оценка 75% акций "Внуково", принадлежащих правительству Москвы. Этот пакет был оценен в 27 млрд руб. Оставшиеся 25% - у частных акционеров, чьи интересы представляет компания "Внуково-Инвест".

На прошлой неделе стало известно, что аудиторская компания Ernst & Young оценила ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" в 53 млрд рублей, а ОАО "Терминал" (управляет терминалом D в "Шереметьево", основным акционером является "Аэрофлот" - ИФ) - в 10,7 млрд рублей.

Новости