Tiffany против "Кристалла": 1-0

В России резко взлетели цены на алмазы – истощились якутские месторождения. Огранщики в шоке, но платить придется американским потребителям

Фото: Reuters

Москва. 21 июня. INTERFAX.RU - "Нам все равно, кто у нас клиент - государство или частные компании" – заявил "Интерфаксу" президент АЛРОСА Сергей Выборнов. Его компания в ближайшие годы потратит почти 4 миллиарда долларов, чтобы уйти "под землю" – добывать алмазы не на знаменитых открытых карьерах глубиной под километр, которые местные называют просто "дырами", а на подземных рудниках рядом с ними. Да еще и Еврокомиссия вынудила АЛРОСА со следующего года выйти из-под многолетней опеки южноафриканской De Beers, которая, фактически работала торговым представителем России (а раньше и Советского Союза) во всем алмазном мире. Короче, Сергею Выборнову нужны деньги. Много денег.

И неудивительно, что через два дня после интервью с шефом алмазной компании, "Интерфакс" разговаривал уже с генеральным директором смоленского завода "Кристалл" – крупнейшего завода в России, где гранят алмазы. "Российская перерабатывающая отрасль поставлена под угрозу вымирания", - сказал Максим Шкадов.

"В этом месяце произошло очень резкое и неожиданное для всех удорожание сырья. Для российской перерабатывающей отрасли это вопрос выживаемости, потому что рост цен на готовую продукцию и на сырьевую продукцию друг другу совершенно не соответствуют", - пожаловался он "Интерфаксу", добавив, что АЛРОСА подняла цены на сырье на 15%-25% за один месяц.

"Я не исключаю, что нам придется теперь два-три месяца просто работать на склад для того, чтобы выйти на рынок с новой ценой", - резюмировал директор.

Ну что – страшно? Йогурты дорожают, бензин дорожает – а тут еще и бриллианты! Но если разобраться в вопросе станет ясно, что и "Кристалл" и АЛРОСА грозят не нам, а европейским, американским и азиатским потребителям.

АЛРОСА продает алмазов где-то на 3 миллиарда долларов в год, из них половину – на внутреннем рынке. Но это еще не значит, что у российских девушек каждый год появляются новые лучшие друзья на сумму в 1,5 миллиарда долларов. Возьмем, к примеру, "Кристалл". Он продал бриллиантов на 400 миллионов долларов. Но в России – только на 10 миллионов. И то, после двукратного роста внутреннего потребления. Все остальное – и "Кристалл", и другие производители, сбывают на экспорт. И борьба идет как раз за то, кто будет присутствовать со своим товаром в США, которые обеспечивают до 60% рынка или в Европе - АЛРОСА или российские огранщики.

"Мы начали продавать напрямую наше сырье Tiffany. В принципе ни один брэнд, ни одна ювелирная компания раньше не имела своих сырьевых специалистов. Tiffany первая пошла на этот шаг. Мы не так давно провели переговоры с ведущими американскими брэндами (я имею в виду ритейл прежде всего) о возможности прямых продаж", - сказал "Интерфаксу" Сергей Выборнов. Вообще-то сначала про контракт с Tiffany рассказывали как про совместный контракт с "Кристаллом", но потом, видимо, интересы компаний разошлись.

Рост затрат АЛРОСА и необходимость самостоятельно работать в Европе и вызвал к жизни очень серьезное противоречие: АЛРОСА и "Кристалл" хоть и работают в одной производственной цепочке, хоть и оба принадлежат государству – никак не связаны финансово. И АЛРОСА все равно, "Кристалл" это или не "Кристалл". Tiffany даже лучше – они могут предложить 5-летний контракт, под который АЛРОСА сможет взять кредит и зарыть его в якутской тундре.

Российские ювелиры – самые несчастные из всей цепочки создания стоимости на внутреннем рынке – у них недостаточно оборотных средств и они не могут закупать много бриллиантов у производителей – изделия с крупными камнями продаются долго - и получается, что, покупая российское изделие в российском магазине, мы почти не платим за работу. Просто камни вразвес. Но они даже не возмущаются.

Новости