Экономику развить и курс не уронить

Нацбанк Белоруссии решил серией административных и экономических ограничений перестроить валютный рынок. Однако эти действия могут лишь отсрочить неизбежную девальвацию национальной валюты, уверены эксперты

Минск/Москва. 25 марта. FINMARKET.RU - Нацбанк Белоруссии (НББ), уставший быть донором валюты для экономики страны, решил серией административных и экономических ограничений перестроить валютный рынок, радикально сократить валютные интервенции, сократить импорт и стабилизировать платежный баланс, не допускать сокращения золотовалютных резервов. Однако, по мнению экспертов, действия Нацбанка в условиях нынешнего экономического курса властей могут лишь отсрочить неизбежную девальвацию национальной валюты.

Быть сильной, чтобы уважали

Власти Белоруссии в конце прошлого года приняли амбициозную программу социально-экономического развития республики на 2011-2015 годы, которая предусматривает рост ВВП в 2015 году на 62-68% к уровню 2010 года, реальных доходов населения - на 70-76%, объемов промышленного производства - на 54-60%, сельхозпроизводства - на 39-45%.

Президент страны Александр Лукашенко, характеризуя этот документ, заявлял, что программа предполагает "беспрецедентные темпы роста экономики страны и благосостояния народа". "В современном мире уважают сильных и считаются только с сильными. Белоруссия должна стать по-настоящему сильной", - отметил президент.

По заложенной динамике экономического роста новая программа опережает аналогичную программу на предыдущую пятилетку, которая предусматривала прирост ВВП в рамках 46-55%.

В соответствии с макроэкономическим курсом властей, НББ через механизм интервенций на биржевом рынке до недавнего времени являлся донором валюты для госпредприятий, осуществляющих масштабный импорт машин и оборудования в рамках реализации госпрограмм.

Высокая цена побед

О возможности системного финансового кризиса Белоруссию совсем недавно предупредил Международный валютный фонд (МВФ). "Глубокое беспокойство" МВФ вызвала практика привлечения Нацбанком валютных заимствований у белорусских коммерческих банков для поддержания золотовалютных резервов.

По данным МВФ, валютные заимствования НББ у местных банков в обмен на рублевую ликвидность по низким процентным ставкам в 2010 году составили около $3,8 млрд, в том числе $2,3 млрд в четвертом квартале прошлого года. Это позволило НББ поддержать совокупные резервы и избежать курсового кризиса в преддверии президентских выборов в декабре. "Однако в результате этого любая дополнительная крупная интервенция приведет к тому, что уровень валовых резервов окажется ниже уровня обязательств Нацбанка перед отечественными (белорусскими) банками, что наводит на мысли о способности НББ погашать свои обязательства", - говорилось в докладе фонда.

Эксперты фонда отмечали, что предоставление со стороны банков Нацбанку значительных объемов валютных средств "подвергает их серьезному риску". Обеспокоенность МВФ также вызывал быстрый рост банковского кредитования в 2010 году.

Тем не менее МВФ считает удовлетворительным официальный показатель финансовой устойчивости - коэффициент достаточности капитала банковской системы на уровне 20,5% на начало 2011 года.

За первые 2 месяца 2011 года ЗВР Белоруссии снизились на 20% - до $4 млрд, при этом валютная задолженность НББ (состоит из привлеченных средств белорусских коммерческих банков и долга перед нерезидентами) на начало марта достигла $6,1 млрд, увеличившись на 4,3%.

"Результатом такой политики, основанной на стимулировании внутреннего спроса за счет эмиссионного кредитования, стало беспрецедентное сокращение золотовалютных резервов и критические размеры валютного долга Нацбанка", - заявил эксперт в банковских кругах.

На фоне этого НББ ввел ряд ограничений на валютном рынке: официально запрещено кредитование физлиц в инвалюте, введен запрет на авансирование импорта за счет средств валютных кредитов белорусских банков и запрет покупки инвалюты для импорта товаров по внешнеторговому договору на сумму, превышающую 50 тыс. евро. Кроме того, был в 200 раз повышен биржевой сбор на покупку инвалюты на Белорусской валютно-фондовой бирже и установлен 30-дневный срок резервирования средств на покупку валюты на биржевом рынке (ранее этот срок составлял один день). Через неделю НББ вернулся к прежним срокам резервирования, но ввел (с 1 апреля) требование приоритетной продажи валюты для оплаты за медикаменты, за поставленный в республику природный газ, для погашения кредитов в иностранной валюте и для ряда иных целей. Для снижения заинтересованности банков в привлечении валютных депозитов норматив обязательного резервирования по привлеченным средствам в инвалюте повышен с 6% до 9%.

"Все, что мы имеем сейчас на валютном рынке, является платой за безудержную накачку экономики необеспеченными деньгами с целью выполнения политических обещаний перед избирателями", - полагает эксперт.

На игле

Белоруссия активно занимает средства за рубежом. В частности, в июле 2010 года страна разместила 5-летние суверенные евробонды на $600 млн. В августе страна доразместила бумаги этого выпуска на $400 млн.

Спустя несколько месяцев, в декабре 2010 года, республика разместила на российском рынке облигации 1-й серии объемом 7 млрд рублей.

В январе 2011 года размещены еврооблигации на $800 млн, а уже в феврале министерство финансов подтвердило заявленные ранее планы по доразмещению евробондов в этом году на $200 млн и размещению гособлигаций в России на 8 млрд рублей.

На этой неделе официальная белорусская делегация начала в Москве переговоры с вице-премьером - министром финансов РФ Алексеем Кудриным о госкредите для Белоруссии от России на $1 млрд и от Антикризисного фонда ЕврАзЭС на $2 млрд.

НББ: между молотом и наковальней

Как считает Станислав Богданкевич, возглавлявший НББ в начале 90-х годов, проводимые белорусским ЦБ меры могут только отсрочить девальвацию национальной валюты.

"Установленная с 1 апреля на бирже очередность при покупке инвалюты уже применялась в мою бытность в начале 90-х годов. Ни к чему хорошему это не приведет - следствием этого была дезорганизация рынка и множественность курсов", - заявил С.Богданкевич агентству "Интерфакс-Запад", комментируя решение НББ заменить решение увеличить срок резервирования рублевых средств на бирже для покупки инвалюты на установление очередности покупки в зависимости от приоритетов.

По его мнению, резкая смена технических решений Нацбанка приводит к панике на валютном рынке и не решает проблемы.

С.Богданкевич отмечает, что НББ вынужден принимать такие решения в условиях резкой нехватки средств для валютных интервенций и политической воли для проведения девальвации белорусского рубля.

"В Нацбанке работают хорошие специалисты, они прекрасно понимают, что надо делать. Однако проблема не решаема без внедрения рыночных механизмов курсообразования, то есть без проведения девальвации параллельно с резким сжатием денежной массы за счет сокращения финансирования госпрограмм, зарплаты чиновников и радикального повышения ставок по кредитам в нацвалюте", - уверен эксперт.

В то же время, по его мнению, в случае привлечения российских кредитов на $3 млрд НББ сможет удерживать текущий обменный курс нацвалюты с плавной девальвацией в рамках прогноза, как минимум, в течение полугода. "Видимо, руководство Нацбанка твердо уверено в привлечении новых российских кредитов, так как заявляет о намерении сохранить текущий курс нацвалюты", - отмечает С.Богданкевич.

По его словам, в этом случае временно проблема с резервами будет решена и Нацбанк отменит свои одиозные решения по ограничению спроса на инвалюту. Однако, "это лишь отложит проблему девальвации на более длительный период, так как для поддержания курса требуется около $1 млрд ежемесячно", полагает он.

По его мнению, Нацбанк не пойдет на множественность курсов, поскольку политические обязательства, взятые на себя властями, не позволят этого.

Эксперт также сомневается, что НББ уже реально приступил к последовательной структурной перестройке валютно-финансового рынка, ограничив предоставление рублевой ликвидности банкам и валютные интервенции суммой валюты, закупленной у экспортеров в рамках обязательной продажи ему части валютной выручки. "В Нацбанке понимают, что это надо делать. Но Нацбанк, к сожалению, не самостоятелен в принятии таких радикальных решений", - уверен С.Богданкевич. Он отметил, что данные ограничения, скорее всего, будут сняты после поступления новых государственных валютных заимствований в условиях директивного распределения валютного потенциала страны, в том числе резервов НББ.

С другой стороны, учитывая высокую импортоемкость белорусской экономики, в случае длительного ограничения валютных интервенций со стороны НББ, неизбежно замедление темпов экономического роста, что противоречит официально обозначенным целям по росту ВВП, констатировал С.Богданкевич. "Чтобы сократить дефицит внешнеторгового сальдо, надо ограничить потребление газа, нефти, другого сырья, так как на них приходится основная доля импорта. Но у властей нет такой программы, а есть программа поддержки высокого роста ВВП", - отметил он.

Комментируя заявления Нацбанка, предлагающего импортерам удовлетворять спрос на инвалюту на внебиржевом рынке, эксперт заявил, что банки не будут сокращать свои валютные позиции.

"Нацбанк фактически оголил коммерческие банки, масштабно привлекая у них валюту через сделки своп в обмен на белорусские рубли. Внешние заимствования банков превысили $5 млрд, и значительная часть этих пассивов переведена в активы в белорусских рублях. Однако внешние заимствования банков, как правило, краткосрочные и их скоро надо будет отдавать", - пояснил эксперт.

"Экономике нужна девальвация, но она вряд ли будет с учетом ожидаемого увеличения внешнего долга. Валютный рынок будет лихорадить, пока не поступят новые внешние заимствования, которые отложат девальвацию на более поздний срок", - резюмировал С.Богданкевич.

Один курс хорошо, а два - лучше

Частные белорусские банки констатируют стагнацию на внебиржевом валютном рынке и ожидают от НББ разрешения устанавливать курс на нем на основании спроса и предложения. "На внебиржевом рынке сделки с валютой сейчас проводятся лишь по схеме "покупатель-продавец". Покупатель валюты сам ищет продавца, а банк лишь проводит сделку в рамках существующих ограничений - официальный курс плюс 2%. Банки на этом ничего не зарабатывают, для них сейчас главная задача - помочь своим клиентам", - обрисовал ситуацию представитель руководства одного из белорусских банков с российским капиталом.

"Чтобы оживить внебиржевой рынок, необходима отмена письма НББ, которым рекомендовано ограничить маржу при валютно-обменных операциях 2% к официальному курсу", - уверен банкир. Он пояснил, что "валюта у экспортеров есть, но они не продают ее банкам, соответственно, банки не могут продать валюту импортерам". По его мнению, чтобы купить валюту у экспортеров, "банки должны им предложить привлекательный курс и одновременно увеличить для них стоимость рублевых ресурсов, чтобы исключить возможность кредитования под выплату зарплаты".

При этом он отметил, что одновременно "Нацбанк посылает банкам сигнал: выживайте каждый, как может, перестраивайте свою работу". "Но это сделать невозможно без либерализации курсообразования на внебиржевом рынке, если ты не госбанк, а работаешь с частными клиентами", - уверен собеседник агентства. При этом он не исключил, что с учетом такого посыла со стороны регулятора "может быть, прекратится давление Нацбанка по обеспечению валютой обменников, так как операции с наличностью сейчас бессмысленны для банков - курс покупки и продажи практически сравнялся на верхнем уровне допустимого коридора".

По его мнению, сейчас "надо установить 2 курса: один на бирже - для обеспечения ключевых потребностей государства в энергоносителях, второй - на внебиржевом рынке на основании спроса и предложения для всех остальных". По сведениям банкира, Нацбанк "уже посматривает в сторону рыночного курса, но его останавливают обязательства перед МВФ относительно множественности курсов, отсутствие которой позволяет считать белорусский рубль конвертируемым по текущим операциям".

Он подчеркнул нежелательность общей девальвации белорусского рубля, так как "опыт начала 2009 года свидетельствует, что при неизменности макроэкономической политики положительный эффект девальвации нивелируется за 1,5-2 месяца".

Банки вводят ограничения

Между тем ряд средних белорусских банков объявил о временных ограничениях на валютные расчеты по карточным счетам в белорусских рублях.

Так, БелСвиссБанк на своем сайте проинформировал о том, что "временно расчеты по пластиковым карточкам БелСвиссБанка, эмитированным в белорусских рублях, на данный момент производятся только в валюте карт-счета".

Банк Москва-Минск (дочерний банк Банка Москвы) сообщил о "вынужденном введении с 24 марта ограничений на совершение операций по карточкам, открытым к счетам в белорусских рублях: операции по карточкам банка на территории Белоруссии осуществляются только в валюте счета, то есть в белорусских рублях, а по операциям за пределами Белоруссии банк установил дневной лимит до $500".

Банк также приостановил операции, осуществляемые с использованием удаленных каналов связи (через Интернет) за пределами Белоруссии.

РРБ-банк проинформировал клиентов - владельцев карточных счетов в белорусских рублях о введении ограничений с 23 марта 2011 года при проведении операций в иностранной валюте на территории Белоруссии, а также в сети Интернет.

Минский транзитный банк, в свою очередь, заявил о временной приостановке пополнения карточных счетов в инвалюте белорусскими рублями (наличными и безналичными) и снятия валюты с карт-счетов в белорусских рублях. Операции по рублевым картам банка за границей проводятся без ограничений в любой валюте.

Крупные банки пока не вводили аналогичных ограничений. Однако в колл-центрах Белинвестбанка, Приорбанка, Белагропромбанка подтверждают возможность проведения трансакций по открытым в белорусских рублях картам международных систем за рубежом лишь "на сегодня" и не гарантируют, что такая возможность сохранится в перспективе, ссылаясь на отсутствие информации.

Эти банки также заявили о невозможности снять в банкоматах инвалюту с карт в белорусских рублях.

Между тем в Белоруссии сохраняется высокий спрос на инвалюту со стороны физлиц.

Слабое звено

По мнению экспертов, ограничения на валютном рынке в первую очередь затрагивают малый и средний бизнес, который традиционно ориентирован на импорт. Кроме того, это может привести к сворачиванию инвестиционных проектов на госпредприятиях.

Тем временем промышленные предприятия-экспортеры не испытывают проблем с импортом сырья и комплектующих. "У нас положительное сальдо внешней торговли", - сообщил агентству "Интерфакс-Запад" представитель Минского тракторного завода, отметив, что по поступлению валютной выручки предприятие в числе первых в республике. Вместе с тем на заводе не исключают, что могут возникнуть сложности у некоторых партнеров предприятия - поставщиков-импортеров.

В свою очередь, на Белорусском металлургическом заводе (БМЗ) агентству "Интерфакс-Запад" также заявили об отсутствии каких-либо негативных последствий для предприятия. "Нет, у нас сложностей нет. Мы ведь зарабатываем сами валюту", - сказал представитель предприятия.

Заработанная валютная выручка позволяет предприятию в необходимом объеме закупать сырье для технологического процесса.

Между тем на БМЗ не рассматривают возможность продажи своей валютной выручки коммерческим банкам: "У нас баланс. Если мы начнем продавать валюту - нам придется начать ее закупать", - сказал представитель предприятия.

Новости по теме

Страны BURK: риски и перспективы

Новости