Россия и Турция могут ввести безвизовый режим уже в апреле
Посол РФ в Анкаре Владимир Ивановский в интервью "Интерфаксу" рассказал о перспективах энергетического и туристического сотрудничества двух стран
Москва. 16 марта. INTERFAX.RU - Посол РФ в Анкаре Владимир Ивановский накануне визита в Москву премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана рассказал корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому о перспективах энергетического сотрудничества двух стран, а также о том, как сказались события в Египте на туристическом потоке из России в Турцию.
- Какова повестка дня визита Премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву? Планируется ли подписание каких-либо важных двусторонних документов?
- В первую очередь стоит отметить, что Премьер-министр Турции приезжает в Россию с визитом, но вместе с тем основное содержание пребывания Эрдогана здесь – это участие в работе Совета сотрудничества высшего уровня. Этот орган был создан в мае прошлого года. Он разбивается на три составляющие – экономическую часть, политическую часть и общественный форум. Таким образом, спустя год состоится второе заседания Совета. Под него выстраивалась вся схема поездки Премьер-министра Турции в Россию. Этот Совет с нашей стороны возглавляет Президент России Дмитрий Медведев, а с турецкой – Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган.
Что касается повестки дня, то коль скоро это будет заседание Совета сотрудничества высшего уровня, то и схема основных тем заложена в самой его структуре.
Во-первых, торгово-экономические связи. Здесь будут обсуждаться все вопросы связанные, в первую очередь, с энергетикой, а также инвестиционным, банковским сотрудничеством, кооперацией в сфере сельского хозяйства, взаимодействием в области таможенной политики и так далее, вплоть до туризма. Все эти вопросы находятся в компетенции российско-турецкой межправкомиссии. С российской стороны ее возглавляет Заместитель Председателя Правительства России Игорь Сечин. Поэтому этот первый, большой блок в рамках Совета будет обсуждаться под патронажем Сечина.
Вторая составляющая Совета – это внешнеполитический аспект. Здесь работает Совместная группа стратегического планирования, которую возглавляют министры иностранных дел двух стран Сергей Лавров и Ахмед Давутоглу. В ней обсуждаются все вопросы, связанные с развитием сотрудничества на международной арене, возможные совместные инициативы, работа и взаимодействие в международных организациях.
20 января Сергей Лавров был с визитом в Стамбуле. Там как раз был подписан документ, который определяет задачи и структуру работы этой самой Группы.
Третий элемент – это общественный форум. Должен быть подписан Протокол о деятельности российско-турецкого форума общественности. С нашей стороны работу форума возглавляет Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев.
Вот основное содержание пребывания здесь Реджепа Тайипа Эрдогана.
Что касается подписания документов, то один я уже назвал. Должно быть подписано соглашение о сотрудничестве между ВГТРК и корпорацией "Турецкое Радио и Телевидение". Этот документ будет определять направления их сотрудничества, в частности, подготовку совместных фильмов, передач, использование спутников и так далее.
Кроме того, 12 мая предыдущего года было подписано Соглашение об условиях взаимных поездок граждан двух стран, которое в значительной степени должно облегчать эти поездки, по сути, будет вводиться безвизовый режим. Турецкая сторона намерена завершить все необходимые внутренние процедуры, чтобы этот документ вступил в силу. Не исключаю, что уже 16 марта удастся объявить о том, что стороны завершили эти процедуры, и через 30 дней в соответствии с соглашением этот режим взаимных поездок граждан вступит в силу.
Вот в таком объеме мы себе видим работу в эти ближайшие два дня.
- Будут ли в ходе визита турецкой делегации определены окончательные условия российского участия в проекте строительства нефтепровода Самсун-Джейхан?
- Дело в том, что последний раз параметры работы на этом направлении, прежде всего по проектированию, строительству, а главное по поиску ресурсов для этого нефтепровода обсуждались 4 марта с.г. в Казани в ходе заседания российско-турецкой межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Там были согласованы некоторые вопросы, но, в общем, "домашнее задание" пока остается у всех. Я не думаю, что сейчас в рамках заседания Совета удастся обстоятельно обсудить те вопросы, которые еще не решены. Один из основных моментов – это экономическая составляющая. Любой проект заработает, будет приносить доход, и им активно будут пользоваться, если он будет экономически выгоден. Речь идет о том, чтобы снизить цену строительства этого нефтепровода, и таким образом повысить его рентабельность.
- Турция так и не дала окончательного решения на прокладку газопровода "Южный поток" в своей исключительной экономической зоне в Черном море. Как долго российская сторона будет ждать от Турции этого разрешения, прежде чем начнет искать какие-то альтернативные пути доставки газа по "Южному потоку" в Европу?
- Ситуация на сегодня выглядит следующим образом. В соответствии с протоколом, подписанным еще в 2009 году, окончательный ответ турецкая сторона должна была дать до 1 ноября 2010 года. Но у Турции возникли некоторые вопросы, связанные, прежде всего, с точными координатами прохождения будущей трассы газопровода. Соответствующие документы и материалы турецкой стороне были предоставлены, но Анкара попросила ряд дополнительных сведений. Чтобы дать ответ турецкой стороне на запрашиваемые параметры, нам надо провести некоторые дополнительные исследования. Анкара дала разрешение на проведение этих исследований в своей исключительной экономической зоне в Черном море. Эти дополнительные работы могут начаться буквально через месяц-полтора, но мы в настоящее время предлагаем турецкой стороне официально заявить о своем принципиальном согласии на прокладку трубы в турецкой исключительной экономической зоне в Черном море, при том понимании, что окончательные детали того, где она будет проложена, определятся после упомянутых исследований.
- Можно ли сказать, что идея строительства предприятия по сжижению газа на российском побережье Черного моря представляет собой разработку одного из альтернативных путей в случае возникновения новых препятствий для прокладки подводного участка "Южного потока" в турецкой исключительной экономической зоне?
- Я думаю, именно это и имелось ввиду, когда Председатель Правительства России Владимир Путин обсуждал этот вопрос с Министром энергетики Сергеем Шматко.
- Заинтересована ли Турция в значительном увеличении закупок российского газа, и насколько турецкую сторону удовлетворяет действующая цена на российский газ?
- Вопрос цены ставят все клиенты "Газпрома" постоянно. В ходе переговоров, естественно, эта формула обсуждается, но она ведь закреплена и зависит от нефти. Во всяком случае, с Турецкой Республикой именно на этой основе и идет расчет цены на газ. Тем более, как говорят сотрудники "Газпрома", цена для Турции вполне сопоставима с ценой для европейских потребителей.
Что касается объемов, которые берет турецкая сторона, то если до кризиса потребление газа росло примерно на 1,5-2,5% в год, то сейчас оно стабилизировалось где-то на докризисном уровне. Я не вижу предпосылок для масштабного увеличения закупок российского газа Турцией, по крайней мере, до конца этого года. Для этого нужно, чтобы экономика потребовала новое количество энергетических ресурсов.
- Каковы перспективы участия России в строительстве второй АЭС в Турции, которую планируется возвести в городе Синопе?
- Мы подписали соглашение о строительстве в Турции на площадке "Аккую" четырех реакторов на абсолютно новых для себя условиях: по принципу "плати, строй и эксплуатируй". Опыта такого у нас нет, сейчас он будет развиваться, посмотрим, что из этого получится. 15 декабря прошлого года создана проектная компания. На днях российские специалисты выезжали на площадку, встречались с местными властями. На этом направлении работа активно разворачивается.
Что касается второй станции в Синопе, о которой тоже достаточно давно говорят, то сначала Турция вела переговоры с корейской стороной, но они закончились безрезультатно: не были согласованы экономические параметры возможного строительства. После этого турецкая сторона приступила к обсуждению этих вопросов с японцами.
- Турция является важным партнером России в сфере ВТС. Как в целом обстоит сотрудничество двух стран в этой сфере?
- Такое сотрудничество есть. Мы поставили ряд вооружений, закрыли контракты. Сейчас идет ремонт 18 вертолетов для турецкой жандармерии. Первые четыре должны прийти после ремонта в марте-апреле.
Мы также собирались принять участие в тендере на поставку средств ПВО большой дальности, речь идет о комплексах С-300.
Кроме того, есть предложение участвовать в совместной инженерно-технической разработке вооружений и военной техники. Особенно турецкая сторона заинтересована в использовании возможностей наших НИИ. Работа по этому направлению ведется. Это - новый спектр сотрудничества. Я думаю, тут есть взаимный интерес и перспективы развития сотрудничества в подготовке новых разработок, в том числе для борьбы с терроризмом. Это направление может быть высшей степенью кооперации, нежели простая купля-продажа. Не стоит забывать, что Турция – член НАТО, и использует стандарты этой организации. Поэтому проникнуть на этот рынок не так легко. Однако мы видим интерес турецкой стороны к этому новому направлению сотрудничества.
- Как изменился туристический поток из России в Турцию в связи с событиями в Египте?
- Турецкая сторона уже ощущает этот прирост, о чем нам прямо говорят. И.И.Сечин в связи с этим призывал турецкую сторону не пытаться использовать это как повод для повышения цен.
Так по первым двум месяцам зафиксировано значительное увеличение туристов из России, в том числе и в Стамбул. Мы находимся на втором месте после немцев. Только за январь количество россиян, приезжающих в Стамбул увеличилось на 20%.
В прошлом году Турцию посетили 3,1 млн. российских туристов. По оценкам, основанным на заявках туроператоров, все говорит о том, что возможно в этом году российских туристов в Турции будет больше 4 млн.
- Как Россия оценивает позицию Турции по иранской ядерной программе?
- Что касается позиции Турции в иранском ядерном досье, то, как известно, они активно прорабатывают вопрос, касающийся Тегеранского исследовательского реактора. У них были свои предложения по вопросу обогащения урана, на наш взгляд достаточно интересные. Кроме того, как известно, Турция предоставила свою площадку в Стамбуле для проведения встречи "шестерки" по Ирану с представителями Тегерана. Сама Турции себя позиционирует не как участницу переговоров, а как страну, представляющую "добрые услуги" и готовую самым активным образом содействовать поиску решения иранской проблемы. Мы с Турецкой Республикой ведем консультации и обсуждаем эту тематику достаточно активно на всех уровнях.