В керосине горят доходы
Проблемы с ростом цен на топливо в 2008 году начинают сказываться не только на кошельках пассажиров, но выражаются и в конкретных цифрах падения прибыли
Москва. 20 июня. INTERFAX.RU - "Аэрофлот" прогнозирует рост выручки в 2008 г. на 30% при снижении чистой прибыли из-за расходов на топливо, сообщил в четверг журналистам заместитель гендиректора компании Михаил Полубояринов. В 2007 г. выручка "Аэрофлота" составила $3,8 миллиарда. Размер чистой прибыли в прошлом году составил $313 млн., однако в 2008 г. прибыль сократится, прогнозирует авиаперевозчик. "Дополнительные расходы, связанные с топливом, могут составить около $100 млн", - сообщил Михаил Полубояринов.
Цены на топливо росли и в прошлом году, однако не настолько резко, как в начале 2008 года. Кроме того, "Аэрофлот", по словам господина Полубояринова, имел "колоссальное преимущество", используя более топливноэффективные самолеты западного производства. Авиаперевозчик считает, что отрасль находится в состоянии кризиса. "Не секрет, что в 2008 г. в связи с ростом цен на авиатопливо начался кризис в авиационной отрасли", - сказал Михаил Полубояринов.
В связи с ростом цен на керосин к августу "Аэрофлот" подготовит программу управления маршрутной сетью и издержками в условиях кризиса. Поскольку убыток от роста цен все равно будет, встает необходимость оптимизировать операционные показатели. "Топливо, значительный рост которого начался в начале года, влияет колоссальнейшим образом. Порядка $40 млн мы потеряли - это чистые убытки, которые невозможно переложить на плечи пассажиров", - добавил господин Полубояринов. По его словам, в настоящее время порядка 50% топливных расходов перекладывается на плечи пассажиров за счет увеличение топливной составляющей, остальное восполняется за счет собственных средств компании.
Действительно, резервов у авиакомпаний осталось не так много, говорят эксперты. Компании много боролись с уменьшением накладных расходов после кризиса, последовавшего за 11 сентября 2001 г., а, выйдя на уровень безубыточности, столкнулись с серьезным ростом цен на топливо. Однако у "Аэрофлота" ситуация в этом отношении далеко не самая плохая, они проводят грамотную политику, в частности по обновлению своего авиапарка. По словам аналитиков, приобретение новых авиалайнеров, особенно последнего поколения, которые ориентированы на высокую топливную эффективность, - одна из существенных возможностей для компаний в части оптимизации топливных расходов.
Для российских авиаперевозчиков повышение цен на авиакеросин, безусловно, влечет за собой рост цен на авиабилеты. Цены будут расти именно на полеты внутри России, на которых используется преимущественно отечественная техника, у которой уровень расходов на авиатопливо более высокий, поясняют в S7 Airlines.
Хотя в последнее время происходит драматический рост цен на авиатопливо, внутри отрасли на цену повлиять никто не может, - отмечает гендиректор консалтинговой фирмы "Инфомост" Борис Рыбак. Российские цены растут вслед за ростом цен на нефть. "При существующих ценах на нефть на мировом рынке не стоит удивляться, что керосин стоит $1200 за тонну", - замечает он.
В последнее время цены на авиатопливо на внутреннем рынке превысили стоимость авиационный керосин в аэропортах Западной Европы, что привлекло внимание антимонопольной службы, которая 17 июня возбудила дело по признакам нарушения ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
"Сегодня в России практически не существует ни рыночных, ни административных механизмов регулирования цен на авиатопливо, поэтому цены на керосин в среднем выше, чем в ряде зарубежных стран", - говорит финансовый директор S7 Airlines Илья Александровский. В авиакомпании S7, которая также идет по пути обновления парка самолетов, выходом из сложившейся ситуации считают ограничение монополизма поставщиков авиатоплива, а также снижение пошлин за ввоз иностранных самолетов, что позволит авиакомпаниям активнее проводить техническое обновление.
По словам Ильи Александровского, на рост цен на топливо может повлиять предоставление возможности авиакомпаниям хранить собственное топливо в аэропортах, наличие независимых поставщиков топлива и создание свободного рынка в целом. Нуждается в реформе и система аэронавигации и управления воздушным движением. "Наши самолеты летают по "кривым" трассам и подолгу находятся в зонах ожидания аэропортов, увеличивая расход топлива", - замечает он.
Несмотря на все трудности в отрасли, говорить о кризисе не приходится, - уверен гендиректор "Инфомост" Борис Рыбак. Рост цен на топливо происходит на фоне быстрого роста рынка воздушного транспорта (18% ежегодно), увеличиваются объемы перевозок и качество услуг. Неудивительно, что Михаил Полубояринов выступая на пресс-конференции отметил, что "2007 год был самым прибыльным для авиационной отрасли в целом".
По словам Бориса Рыбака, авиакомпании, конечно, не хотели бы замедлять свой рост и стремятся перекладывать расходы на пассажиров, однако в среднесрочной перспективе падение прибыли неизбежно. Дело в том, что на доходах авиаперевозчиков негативно отражаются резкие изменения в стоимости топлива, тогда компании не успевают скорректировать стоимость тарифов для пассажиров. Но в долгосрочной перспективе за все платят пассажиры. Цены будут расти до момента, пока снижение покупательной способности не начнет сказываться на объеме перевозок.
Обозреватель Наталья Жогова