Бреус и Гапонов отделались штрафом

Стражи правопорядка, на показаниях которых зиждется обвинение против россиян Артема Бреуса и Ивана Гапонова, обвиняемых в массовых беспорядках в Минске, не сумели их опознать

Фото: Reuters

Минск. 11 марта. INTERFAX.RU - Суд Московского района Минска в четверг вынес решение по делу двух россиян Артема Бреуса и Ивана Гапонова, назначив им наказание в виде штрафа в размере Br10 млн (около $3,5 тыс.) и освободил их из-под стражи.

Как сообщалось, государственный обвинитель на судебном процессе по делу россиян, обвиняемых в участии в массовых беспорядках, попросил суд назначить Артему Бреусу и Ивану Гапонову штраф в размере эквивалентном около $5,8 тыс. каждому. Гособвинитель заявил, что "отягчающих обстоятельств не усматриваю, а в качестве смягчающих прошу суд рассмотреть то, что потерпевшие сотрудники спецназа не имеют к ним претензий". При этом он отметил, что в качестве смягчающего обстоятельства нужно рассматривать и то, что сняты имущественные претензии. Прокурор также отметил, что к Бреусу и Гапонову нужно применить ст. 70 Уголовного кодекса Белоруссии (назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и назначить штрафы по 500 базовых величин - около Br17 млн 500 тыс. (около $5,8 тыс.).

Защитники заявили в суде о наличии противоречий в показаниях сотрудников милиции, которые проходят по делу в качестве потерпевших.

Отвечая на вопросы адвокатов, сотрудник полка милиции специального назначения ГУВД Минска Денис Булавацкий заявил, что после событий 19 декабря в Минске после столкновения с толпой он с коллегами сел в транспорт. «Обратились к дежурному врачу, который сказал, что все нормально, горячего не пить, соленого не есть. На больничном я не был", - сказал сотрудник спецназа.

Он также заявил, что "в нас бросали неоднократно чем-то, в том числе и снежками, когда мы стояли в оцеплении". "Когда мы выстраивались в оцепление, толпа начала оказывать силовое сопротивление", - сказал Булавацкий. "С меня сорвали шлем, нанесли руками не менее трех ударов в лицо, разбили нос", - сказал он. При этом Булавацкий сообщил, что бойцы спецназа были одеты "в бронежилеты, защитные шлемы, была защита на ноги и руки".

Еще один сотрудник спецназа заявил, что участники толпы "били руками по щитам".

В своем последнем слове в суде Бреус и Гапонов попросили суд быть объективным при вынесении приговора. Бреус попросил суд "не судить строго", а также учесть, что "они уже понесли наказание". В свою очередь Гапонов в последнем слове в суде заявил, что является "противником любого насилия".

Российская сторона положительно расценила решение белорусского суда освободить Бреуса и Гапонова из-под стражи в зале суда, заявил журналистам в четверг советник посольства России в Белоруссии Вадим Гусев. "Мы положительно восприняли решение суда освободить Гапонова и Бреуса из-под стражи в зале суда, но ни один, ни второй свою вину не признали", - сказал Гусев, добавив при этом, что "российское посольство сразу занимало последовательную позицию о том, что россияне не были виновны".

Россияне будут обжаловать приговор. "Мы на свободе, мы довольны, но мы будем обжаловать этот приговор", - заявил Бреус журналистам после освобождения из-под стражи в зале суда.

Как сообщалось, 1 марта государственный обвинитель заявил ходатайство о том, чтобы "присоединить к делу документы о признании потерпевшими 15 сотрудников полка милиции специального назначения ГУВД Мингорисполкома, которые получили травмы различной степени тяжести во время массовых беспорядков".

Пять сотрудников полка милиции специального назначения ГУВД Минска, вызванные в суд в качестве потерпевших, не признали в обвиняемых Бреусе и Гапонове тех, кто наносил им телесные повреждения. В частности, боец спецназа Александр Кудровец заявил, что когда он стоял в оцеплении возле Дома правительства, активные участники беспорядков наносили ему "удары по ногам, рукам, щиту, удары наносились руками и железными длинными предметами". Но Бреуса и Гапонова Кудровец не опознал. На вопрос прокурора, узнает ли он кого-нибудь, сотрудник милиции сказал: "Нет, не могу вспомнить".

Еще два сотрудника полка милиции специального назначения ГУВД Минска Дмитрий Скороход и Булавацкий заявили, что активные участники наносили им удары по ногам и рукам, по голове и лицу, но Бреуса и Гапонова не опознали. Аналогичными были показания еще двоих бойцов спецназа.

Как ранее сообщало агентство, сегодня на процесс в качестве потерпевших были вызваны 15 сотрудников ПМСН ГУВД Минска, пятеро из них присутствуют в зале суда. Представитель наблюдательной миссии Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Белоруссии Виктория Громова отмечает важность показаний, которые были даны в четверг на суде Артемом Бреусом и Иваном Гапоновым.

"Мы отслеживаем справедливость судебного разбирательства. Важно, что ни один из потерпевших сотрудников милиции, которые были опрошены сегодня в суде, не смог опознать в обвиняемых лиц, которые совершали в отношении их действия", - заявила Громова журналистам.

При этом она не исключила, что "могут появиться новые потерпевшие". По словам Громовой, заключение миссии наблюдателей будет подготовлено после окончания судебного процесса. Она подчеркнула, что "по сравнению с предыдущими судебными процессами по делу о массовых беспорядках на этом судебном процессе было больше возможности для работы журналистов - все, кто хотел, попали в зал".

Первого марта прокурор предъявил россиянам новое обвинение, которое существенно не отличается от прежнего. Бреус и Гапонов по-прежнему обвиняются по ч. 2 ст. 293 Уголовного кодекса Белоруссии - участие в массовых беспорядках. Государственный обвинитель заявил ходатайство о том, чтобы "присоединить к делу документы о признании потерпевшими 15-ти сотрудников полка милиции специального назначения ГУВД Мингорисполкома, которые получили травмы различной степени тяжести во время массовых беспорядков".

В суде также заявлялось ходатайство адвокатов о том, чтобы двум россиянам была изменена мера пресечения, но судья данное ходатайство отклонила и не выпустила их из-под стражи в зале суда. "Характер обвинения, которое предъявлено Бреусу и Гапонову, относится к категории тяжких. Оснований для изменения меры пресечения нет", - заявила судья.

С.К.

Новости