Не дать украсть лишнего

ФАС раскритиковала Минэкономразвития за концепцию создания федеральной контрактной системы, которая должна заменить систему госзаказа. Идеи Минэкономразвития могут привести к резкому всплеску коррупции, считают в антимонопольном ведомстве

Москва. 9 марта. FINMARKET.RU - В ноябре 2010 года президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию заявил, что на госзакупках в неизвестном направлении утекает не менее 1 трлн рублей ежегодно, и потребовал начать работу над новой редакцией закона о размещении заказов. Предстояло разрешить ряд серьезных проблем, на которые незадолго до послания указывал начальник контрольного управления главы государства Константин Чуйченко. Он, в частности, обращал внимание, что нынешняя система госзакупок "имеет серьезные проблемы: отсутствие мониторинга цен, анализ исполнения контрактов, до сих пор не разработанный механизм определения начальных цен, увязанных с мировыми". По мнению чиновника, "надо сформировать систему сквозного мониторинга, которая позволит своевременно вскрывать неэффективные закупки и будет служить основой для правовой оценки заключенных контрактов".

Свои версии законопроектов, призванных улучшить систему госзакупок и заштопать бреши, через которые из госказны утекают триллионы, представили Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития. Вариант Минэкономразвития явно не нравится антимонопольщикам, в МЭР пока не ознакомились с предложениями коллег из ФАС, но считают, что думают "примерно одинаково", хотя есть системные расхождения.

Концепция законопроекта о федеральной контрактной системе (ФКС), которую Минэкономразвития подготовило и направило на согласование, является потенциально коррупциогенной, считает начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев.

"Законопроект (концепцию которого предлагает Минэкономразвития) в случае принятия приведет к резкому всплеску коррупции. Предлагается позволить заказчику произвольно выбирать способ размещения заказа, закрепить возможность менять условия контракта по соглашению сторон и ввести другие коррупционные нормы", - рассказал "Интерфаксу" Михаил Евраев.

Также, по его словам, Минэкономразвития предлагает ввести двухэтапный конкурс, фактически отказаться от электронных аукционов, позволить заказчику произвольно осуществлять допуск.

Минэкономразвития, по словам М.Евраева, предлагает ввести такой субъективный критерий, как репутация поставщика.

"Мы считаем, что так делать недопустимо и будем отстаивать свою концепцию совершенствования законодательства в сфере госзаказа", - сообщил М.Евраев.

Один из соавторов концепции закона о ФКС, представленной Минэкономразвития, проректор ВШЭ Александр Шамрин, представляя проект, пояснил: "При написании концепции мы исходили из презумпции добросовестности заказчика". По его словам, 94-ФЗ ограничивает возможности для злоупотреблений, но создает проблемы для добросовестного заказчика. "Мы считаем своим долгом сбалансировать снижение коррупции, повышение качества и экономию бюджетных средств", - заявил Александр Шамрин, которого цитирует "Коммерсантъ". Концепция проекта расширяет виды госзакупок за счет открытых и закрытых двухэтапных конкурсов, электронных аукционов и одноэтапного конкурса с предварительным квалификационным отбором, а также "конкурентных переговоров".

ФАС на прошлой неделе представила свою версию концепции законопроекта о госзакупках. Ведомство предлагает внести поправки в 94 федеральный закон. "В законе есть недостатки. Мы предлагаем их устранить, а не разрушать все и начинать заново ", - говорит М.Евраев. Антимонопольная служба предлагает такие изменения, как введение типовых контрактов, учитывающих жизненный цикл товара, а также запрет чиновникам покупать потребительские товары бизнес-класса. Госзаказчики должны будут обосновывать начальную цену контракта, а сэкономленное направлять в специальный фонд, из которого средства пойдут как на повышение зарплат чиновникам, так и на инновационное развитие страны.

Представляя законопроект, глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что Минфин "по сложившейся практике" поддерживает антимонопольное ведомство.

Минфин сейчас рассматривает концепции поправок в законодательство о госзакупках, поступившие как от Минэкономразвития, так и от ФАС, со своей позицией определится на следующей неделе, сообщили в пресс-службе министерства.

По словам главы департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко, в министерство пока не поступала официальная версия концепции ФАС, поэтому выражать свою позицию по ней преждевременно. "Мы примерно одинаково понимаем, что нужно делать, но есть системные расхождения. Какие конкретно, будет понятно после того, как мы получим официальный отзыв на нашу концепцию и их предложения", - рассказал "Интерфаксу" А.Пироженко.

В опубликованной на сайте Минэкономразвития концепции законопроекта, которую министерство разрабатывало совместно с Высшей школой экономики, предлагается признать утратившим силу закон о госзакупках (94-ФЗ). В концепции отмечается, что он "не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных (муниципальных) закупок", содержит правовые пробелы в регулировании отдельных закупочных этапов. В частности, не установлены критерии и порядок определения качественных показателей товаров и услуг, не полностью используются инвестиционный и инновационный потенциал госзаказа.

Концепция документа направлена на согласование в ведомства, и, как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе министерства, согласно поручению, документ будет внесен в правительство до 1 апреля.

Новости