Бьютифул жизнь

Роскошный мужчина Хавьер Бардем, к сожалению, не получил "Оскара" за свою последнюю роль. Возможно, потому что режиссер Иньярриту на этот раз со страданиями в кадре переборщил

Москва. 2 марта. INTERFAX.RU – Режиссеров такого высококлассного уровня последовательности, наверное, не так уж много, так вот, Алехандро Гонсалес Иньярриту – один из них. Обозначить поле, на котором действует Иньярриту и просто, и сложно одновременно, но он большой любитель покопаться в тех вещах, о которых, чтобы не сойти с ума, многие стараются просто не думать. При этом все обвинения в "слезоточивости" его творений являются абсолютно уместными. Ему если б дали камень в руки, он и из него выжал бы парочку кровавых слезинок, такой вот у этого автора метод.

"Камнем" в последнем проекте Иньярриту стал его давний знакомый Хавьер Бардем. За роль барселонского "последнего героя" актер был номинирован на премию "Оскар", но его мятежный духом Ушбаль уступил почетную награду заикающемуся королю Георгу VI в исполнении Колина Ферта. Можно осмелиться предположить, что этот факт Бардема не слишком расстроил.

Сюжет "Бьютифул" строится на коротком итоговом периоде жизни Ушбаля, которому жизнь уже давно объявила войну, а смерть никак не явится во весь рост. Еще одним героем печальной испанской поэмы стала Барселона, не та солнечная туристическая бесконечная рамбла с сиестой, а другая, мрачная, грязная, с продажными полицейскими и толпами нелегалов со всех концов света. В этом всем Иньярриту, отказавшийся от услуг своего давнего сценариста, Гильермо Арриаги, с которым они сняли "Сука-любовь", "21 грамм" и "Вавилон", предлагает просуществовать своему зрителю два с половиной часа.

Мучительный путь Ушбаля, который в одиночку воспитывает двоих детей, разбирается с горемычной женой, ушлыми китайцами, неблагонадежными полицейскими, чужими мертвецами и прочими околомистическими персонажами, населяющими Барселону и задворки сознания самого Ушбаля, ведет его прямиком к неизбежному концу, который доктора не напророчили, а всего лишь вывели из телесных показателей. Нечто похожее Хавьер Бардем уже показывал нам у Аменабара, но "Море внутри", по сравнению с "Бьютифул", - все-таки светлая притча с освободительным хэппи-эндом.

Но своеобразным парадоксом у Иньярриту является именно это неразъемное сцепление неопределенно духовного, почти ветхозаветного и такого же сложносочиненного, накрученного до безобразия, практически «анатомического» бытия. Это и сталкивает его поклонников и ярых противников. А при наличии такого неразрешимого конфликта любой спор о художественных достоинствах его картин как бы теряет свой мимолетный смысл.

Смотреть, как страдают герои у Иньярриту, порой оказывается просто невыносимо, и причин этому каждый вдумавшийся зритель может найти несчетное множество. Пожалуй, в "Бьютифул" автор несколько упростил нам эту задачу, выведя на передовую критического огня "человека-глыбу", Хавьера Бардема. Все остальные персонажи, включая загадочных гадалок в трущобах, задохнувшихся китайцев, нечутких медсестер и призраков утерянных отцов, несомненно, меркнут перед невозмутимым сиянием таланта Бардема, который даже в такой безвыходной ситуации, коей является участие в фильме Иньярриту, умудряется выстоять и не измениться в лице. Другой такого просто бы не выдержал.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости