Когда-то это были сапоги
Столичные власти убеждены, что реагент не портит обувь москвичей, экологичен и удобен. Москвичи и многие специалисты с властями в данном мнении не сходятся
Москва. 22 февраля. INTERFAX.RU - Сегодня без ущерба своей обуви и дискомфорта животным пройтись по столичным улицам крайне сложно. Химические вещества, посыпаемые на дороги, разъедают кожаную обувь, а также оставляют белые разводы, от которых практически невозможно избавиться. Власти уверяют горожан в том, что противогололедные реагенты не вредят их вещам и питомцам. Однако экологи и врачи считают иначе.
Москвичи, выходящие на улицы, не должны опасаться за зимние ботинки и сапоги, а также за лапы питомцев, которых они выгуливают по утрам и вечерам, заявил руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин в начале текущего года. "Составы противогололедных материалов, применяемых в Москве, контролируются несколькими структурами, в том числе Роспотребнадзором и комитетом ветеринарии города. На обувь жителей влиять это (применение реагентов -ИФ) не должно", - сказал он. Напомним, что всего пару лет назад, в 2009 г. все тот же Андрей Цыбин сообщал, что в Москве действует жесткий запрет на обработку тротуаров любыми противогололедными материалами. А в 2010 году он также подтвердил, что реагенты применяются и будут применяться только на автомобильных дорогах, а дворы и тротуары должны посыпаться мелкогравийным щебнем. Однако любой житель и гость Москвы мог заметить, что помимо пресловутого гравия и щебневой крошки на тротуарах то тут, то там появляются кучки белого вещества, похожего на крупу. Собаки, вступая в эти кучи, начинают незамедлительно хромать, а люди, пройдя по улице и наступив пару раз в образовавшиеся в результате химикатов лужи, дома или на работе обнаруживают неприятные белые разводы. Дальше остается только чертыхаться и пытаться отмыть, отпарить или отскоблить образовавшийся налет. Однако иногда попытки отчистить обувь оборачиваются ничем – так, в "зоне риска" традиционно обувь из нежной кожи или замши.
Правда, власти, как уже говорилось, полагают, что "зимняя присыпка" не вредит обуви. Разводы появляются только у тех, кто не умеет ухаживать за своими ботинками и сапогами. Так, сравнительно недавно заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков сообщил, что "обувь покрывается коркой у тех, кто за ней не ухаживает". Он также заявил, что применение в московских дворах противогололедных материалов и мелкогравийной крошки дало свои положительные результаты. "В прошлом году мы принимали 400 жалоб граждан на падение на льду, в этом году 10-15 жалоб", - отметил Бирюков.
Представители мэрии настаивают также и на том, что реагенты, применяемые в Москве в последние два года, экологичны. "Реагенты прошли экспертизу в Ростехнадзоре, при принятии решения об их применении учитывалось мнение видных ученых, специалистов-экологов и экспертов", - заявлял в конце прошлого года руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.
ЦИТАТА: "Оттираю остатки замши с сапог вместе с "солью", и невольно ловлю себя на мысли, что очень хочется побеседовать с людьми из мэрии", - из микроблогов.
"У нас происходит санкционированное систематическое разрушение дорог путем применения химических реагентов", - из блогов.
"Этой зимой особенно люто улицы Москвы посыпают реагентами - в простонародье солью", - из блогов.
Несмотря на единогласные заявления представителей власти и ветеринаров, что противогололедные реагенты не вредят ни обуви, ни лапам животных, жители столицы негодуют. Обувь портится, собаки страдают. В конце концов, химические вещества попадают в почву, а далее в воздух, которым мы дышим.
Профессор кафедры органической химии МГУ, академик РАЕН Петросян Валерий Самсонович считает, что реагенты, которыми осыпают столичные дороги, негативно действуют на атмосферу, а так же на кожаную обувь и корпуса машин, на которых образуется ржавчина. По его словам, "машины разбрызгивают реагенты на корневую систему деревьев", далее химикаты попадают в почву, а в итоге вредные вещества оказываются в воздухе. О гранитной крошке профессор отозвался положительно. Но сказал, что для ее использования необходимо "быть уверенным в том, что водосточная система, которая будет нести крошку в подземные коммуникации, работает нормально". Главное, по мнение Петросяна, сначала тщательно убирать снег с дорог, а потом уже обрабатывать их реагентами. Иначе образующаяся "кашица превращается в вязкую массу, способствующую неправильному сцеплению колес и дороги, вследствие чего происходят аварии".
Представители организации "Гринпис-Россия", в свою очередь, убеждены, что применяемые противогололедные реагенты безопасны при определенном количестве. Однако даже безопасное количество химикатов достаточно негативно отражается на атмосфере. "Реагенты попадают в канализационную систему, несущую воды в Москву-реку, а из нее в другие реки, в результате чего вредные химические вещества оказываются в организмах людей и животных", - отметили в "Гринпис". Специалисты привели в пример систему очистки дорог в Хельсинках. У финнов существует закон: с 25 ноября по 15 апреля нельзя находиться на дорогах без зимней резины. Закон отслеживают тщательно, что приводит к минимальному количеству ДТП. Во время снегопадов по ночам дороги убирают от снега, после чего посыпают гранитной крошкой. В результате – обычный чистый асфальт.
Сотрудник общественной организации во время разговора каждый раз удивлялся тому, что в Москве "антигололедные препараты насыпают поверх снега". "Они на то и антигололедные, чтобы топить лед", - возразил собеседник. Он рассказал о том, что дворники, идеально очистив тротуары ото льда, неравномерно осыпают его солью. Опять же, зачем, удивляется собеседник. В "Гринпис" указали, что смотреть на проблему реагентов нужно комплексно – это и испарения, и проблема изнашивания дорожного покрытия, и аллергиков и легочников, вдыхающих испарения, и, опять же, обувь.
Эколог компании "Экостандарт" Сергей Кривозерцев также считает, что реагенты, посыпаемые на столичные дороги, вредят окружающей среде. Он выделил проблему водосточной системы. "Химикаты попадают в Москву-реку, потому что в столице канализация не оборудована хорошими фильтрами", - сказал Кривозерцев. По его словам, антигололедные препараты необходимо наносить в определенном количестве, и ни в коем случае нельзя попадать на открытую почву. По мнению эколога, оптимальным и безопасным вариантом очистки тротуаров является гранитная крошка. Однако в Москве "нет нормальной технологии" для ее использования.
В поисках экспертизы
Для того, чтобы узнать, как же гражданам вернуть деньги за испорченную обувь, мы обратились в Общество защиты прав потребителя. В Обществе нам сообщили, что, "если у вас испортилась обувь от реагентов, которыми осыпают столичные улицы, то вам необходимо подать иск к Правительство Москвы". Но предварительно необходимо получить заключение экспертизы, что именно противогололедные химикаты стали причиной порчи ботинок. А провести экспертизу на реагенты в столице оказалось не так то просто. Даже за свой счет.
В Городском бюро товарных экспертиз сказали, что у них нет условий и оборудования для проведения данных исследований, и посоветовали обратиться в Испытательный центр кожи и обуви. В Центре кратко и четко заявили, что проблема, связанная с химикатами, - "это не их профиль". На вопрос, а куда же обращаться, дали телефон предприятия "Сооюзэкспертиза". В "Союзэкспертизе" долго думали, с кем бы соединить, в итоге направили по телефону компании экспертных услуг СОЭКС-ГАЛАНТ. В СОЭКС-ГАЛАНТе сообщили, что с любой проблемой порчи обуви необходимо сперва обращаться в фирму, где эта обувь была приобретена, и что магазин должен провести экспертизу за свой счет. А далее оператор удивился, почему с данными вопросами обращаются именно к ним. И бросил трубку. Круг замкнулся.
Борьба своими силами
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) и Общественное движение Потребители.ру решили начать в Москве акцию "Реагенты-убийцы обуви!". Ее участники выступят против применения на улицах противогололедных реагентов, которые портят имущество жителей столицы. Как сообщил в понедельник "Интерфаксу" координатор движения Потребители.ру Вячеслав Лыков, в планах - начать акцию почтовым флэшмобом.
"Первый шаг в борьбе за свои права - почтовый флешмоб, суть которого в том, чтобы отправить в мэрию посылкой свою безвозвратно испорченную реагентами обувь", - сказал Лыков. По его словам, в этом году резко увеличилось количество жалоб граждан на противогололедные реагенты, которые портят обувь, кузовные детали машин, наносят вред здоровью домашних животных и окружающей среде. "За период зимы 2010-2011 гг. Обществом защиты прав потребителей зафиксировано более сотни подобных жалоб, тогда как в 2007-2009 годах поступало не более 10 жалоб за сезон. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что коммунальные службы Москвы вернулись к практике массового использования реагентов", - утверждает Лыков.
Он рассказал, что 10 февраля ОЗПП направило запрос в департамент ЖКХ и благоустройства Москвы с просьбой разъяснить, какие именно реагенты применяются на улицах города, и на основании каких нормативных актов производится закупка данных реагентов. "Также была направлена просьба выслать копию заключения государственной экологической экспертизы, которую прошли эти реагенты", - уточнил Лыков. Он подчеркнул, что "до сих пор ответа о качестве противогололедных реагентов не получено". "Мы провели опрос, результаты которого показали, что каждый третий москвич жалуется, что обувь была испорчена под воздействием реагентов ", - сообщил Лыков. "Самое интересное то, что у москвичей практически нет шансов получить компенсацию за загубленные вещи, даже если на руках есть результаты независимой экспертизы. Ведь официально, по заверениям московских чиновников, реагенты используются только на проезжей части, и на тротуарах их быть не может", - заметил Лыков.
Обозреватель Кристина Политайко