Разбирая Вуди
Комедия Вуди Аллена "Ты встретишь таинственного незнакомца" - это еще один подарок тем, кто не слишком любит сюрпризы и считает, что старый друг лучше новых двух
Москва. 21 февраля. INTERFAX.RU – Вуди Аллен редко оставляет своего зрителя разочарованным. Мы всегда ждем от этого удивительного человека маленьких и непритязательных шедевров, а он штампует их легко и виртуозно – по фильму в год уже более сорока лет. Он охватил все жанры, от самой привычной комедии до экранизации "Войны и мира", фильма в духе Бергмана, мюзиклов, триллеров, детективов, научной фантастики и нуара. Он снял едва ли не всех заметных американских актеров, и его актерские ансамбли всегда на высочайшем уровне слаженности. Диалоги его героев принято цитировать в приличном обществе наравне с классиками литературы и философии. Сложно сказать, что заставляет нас ходить на его фильмы, так как ничего нового для себя мы не увидим. Вуди Аллен – пессимист, мизантроп, саркастический атеист и анархист, что не мешает ему быть буржуазным интеллектуалом, обожающим дорогие вещи. В его фильмах женщины легко изменяют мужчинам, а мужчины тщетно пытаются восстановить расстроенную жизнь, а неумолимый рок в лице автора фильма ведет персонажей к двусмысленному финалу, псевдохэппиэнду. А мы ведь все равно снова и снова возвращаемся в грустную вселенную, которую придумал Вуди Аллен.
"Ты встретишь таинственного незнакомца" - все тот же коктейль, проверенный временем. "Незнакомец" - это Антонио Бандерас, хотя вовсе он и не незнакомец никакой. Кроме него в фильме обнаружатся Энтони Хопкинс, Наоми Уоттс и несколько актеров с меньшей известностью, но вряд ли уступающих по таланту своим коллегам. Нелепые ситуации, в которые поместил Аллен своих героев, как обычно, и абсурдны, и жизненны. Старик уходит от жены к проститутке, потому что с ней он чувствует себя молодым и сильным (особенно после виагры), а жена ищет себе нового супруга. Один из кандидатов в мужья просиживает часами на спиритических сеансах, чтобы умершая жена хоть что-то ответила ему. Молодой писатель не может найти в себе вдохновение для новой книги, и его пилят жена и теща. Поэтому он находит себе любовницу в доме напротив и заодно ворует книгу у своего приятеля, его разочарованная жена пристает к тому самому "таинственному незнакомцу", а теща не делает ни шага без совета дорогой гадалки-шарлатанки.
Коллизия вполне в духе Вуди Аллена, разве только в кадре нет его (с годами он все реже появляется в своих фильмах в качестве действующего лица) и диалоги стали менее насыщены интеллектуальными аллюзиями. Вообще, если уж говорить об эволюции Вуди Аллена, то следует заметить, что раньше его фильмы были фейерверком идей, выстреливающих с огромной скоростью в зрителя. Вспомним "Бананы", "Хватай деньги и беги" или хотя бы появляющегося в кадре Маршалла Маклюэна в "Энни Холл". Интеллектуализм потерял моду, а Вуди Аллен постарел, и теперь в его фильмах больше простых и совсем не рефлексирующих людей, которыми движут простые страсти и которые слишком часто выглядят полными идиотами, похожими на нас с вами. Если у них и работает голова, то это никак не касается решения их личных проблем, и преуспевающие бизнесмены ведут себя, как в дешевых сериалах.
Это не значит, что мысль из фильмов Аллена пропала вовсе. Просто он зарезервировал ее для себя, который остался за кадром и знает, чем закончится все то безобразие, которые мы наблюдаем в данный момент. Последние фильмы показывают уверенность Аллена в том, что рыпаться бесполезно: все равно жизнь вернет все на круги своя. Измены забудутся, мечты исчезнут, быт захватит человека обратно, и останутся только воспоминания о маленьком приключении, которое он себе позволил. В этой невеселой позиции Аллен вполне сроднился с Отаром Иоселиани, как бы далеки ни были эта два художника. Тягостно после просмотра их комедий. И не пойти смотреть очередную тоже нельзя: они стали слишком важной частью нашей жизни, чтобы от нее отказаться.
Обозреватель Сергей Сычев