Sollers поменял партнера
Не договорившись об условиях партнерства с итальянским концерном Fiat, группа Sollers сделала выбор в пользу Ford Motor. Аналитики отмечают, что для российской компании сотрудничество с Ford может стать более выгодным, поскольку автомобили этой марки в РФ популярнее, чем Fiat
Москва. 18 февраля. FINMARKET.RU - Российская автомобилестроительная группа Sollers в корне поменяла свою стратегию в части кооперации с международными игроками: так и не договорившись об условиях партнерства с итальянским концерном Fiat, компания в итоге сделала выбор в пользу Ford Motor.
Новое совместное предприятие Sollers и Ford будет создано до конца 2011 года и получит название Ford Sollers. Производственные площадки нового СП будет располагаться в Ленинградской области и республике Татарстан. СП позволит компаниям выполнить условия нового режима промышленной сборки автомобилей, который начнет действовать в России в 2011 году. Стороны не раскрывают объем инвестиций в проект.
Ford и Sollers: новые планы
Группа Sollers и Ford Motor Company в пятницу сообщили о создании СП на паритетных началах. Новое предприятие займется производством и дистрибуцией автомобилей Ford на российском рынке.
В состав СП войдут производственные площадки Ford и Sollers в Ленинградской области (г. Всеволожск, завод Ford в РФ) и Республике Татарстан (г. Набережные Челны и ОЭЗ "Алабуга"). Новое СП будет выпускать линейку легковых и легких коммерческих автомобилей Ford и начнет работу до конца 2011 года.
Кроме того, в пятницу Ford и Sollers подали совместную заявку в Минэкономразвития на заключение дополнительных соглашений в соответствии с новым режимом "промышленной сборки".
Новое предприятие будет называться Ford Sollers. Стороны не раскрывают объем инвестиций в проект. Представитель компаний также не уточнили новые модели, которые будет выпускать СП.
Помимо выпуска автомобилей СП займется производством двигателей, а также организацией штамповочных операций, что увеличит общий уровень локализации автомобилей Ford, производимых в России. В планах СП - ведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Новая компания будет также отвечать за импорт и продажу всех продуктов Ford, включая автомобили, запчасти и аксессуары, на российском рынке.
"Мы рады сделать следующий шаг в развитии Ford на российском рынке совместно с нашим новым партнером Sollers. Для нас это превосходная возможность, которая обеспечит покупателям Ford еще более широкий выбор автомобилей и высокое качество сервиса", - сказал председатель совета директоров и исполнительный директор Ford Europe Стивен Оделл, слова которого приведены в совместном сообщении компаний.
"Преимущества, которые дают нам новое СП и новые правила промышленной сборки автомобилей в России, являются ключевыми для укрепления бренда Ford на российском рынке и создания выгодного бизнеса. Совместное предприятие также усилит как российскую автомобильную промышленность в целом, так и индустрию автокомпонентов в частности", - отметил С.Оделл.
"Мы воодушевлены возможностью сотрудничества с компанией Ford. Мы уверены, что наши совместные усилия по развитию производственных мощностей, запуску новых моделей и их локализации обеспечат успешную стратегию и лидерские позиции будущего СП на российском рынке", - отметил гендиректор Sollers Вадим Швецов.
Аналитик "ТКБ Капитала" Артем Лаврищев считает, что заинтересованность компаний в создании СП объясняется тем, что вместе они смогут претендовать на подписание соглашения по промсборке в рамках новых, более жестких условий, которые, как ожидается, вступят в силу с 1 марта.
"Для российской компании сотрудничество с Ford может стать даже более выгодным. Ford в России как марка гораздо популярнее среди автомобилистов, чем Fiat. Кроме того, для Sollers такой шаг - это дополнительная диверсификация портфеля брендов", - сказал А.Лаврищев. Сейчас компания выпускает автомобили под марками УАЗ, Fiat, SsangYong и Isuzu.
Sollers и Fiat: лучше порознь
Партнерство Sollers и Fiat изначально выглядело очень перспективным, учитывая особые отношения России и Италии на политическом уровне. Неудивительно, что церемонию подписания соглашения о создании СП в минувшем феврале посетил премьер Владимир Путин.
Планировалось, что общие производственные мощности нового СП составят до 500 тыс. автомобилей в год к 2016 году. СП могло выпускать 9 новых моделей классов С и D, а также внедорожники и кроссоверы, из которых до 6 моделей - на базе новой платформы Fiat-Chrysler.
Общие инвестиции в проект оценивались в 2,4 млрд евро. Основную часть расходов планировалось профинансировать за счет долгосрочного кредита ВЭБа. Однако в итоге Sollers так и не представил ВЭБу уточненный бизнес-план СП и другие необходимые документы для рассмотрения на наблюдательном совете. "Бизнес-план, который представлен нам, не дает возможности структурировать сделку", - говорил глава ВЭБа Владимир Дмитриев в начале декабря. По всей видимости, на тот момент проект был уже фактически похоронен - сложно представить, что Sollers и Fiat поленились качественно подготовить нужные бумаги для миллиардного кредита.
В пятницу было официально объявлено, что дороги Sollers и Fiat расходятся. "Стороны пришли к взаимопониманию о дальнейшей самостоятельной реализации своих долгосрочных стратегий, что обеспечит укрепление позиций Sollers и Fiat в России", - сообщила российская компания в пятницу.
По мнению аналитика Артема Лаврищева, стороны не смогли согласовать условия сотрудничества в рамках СП. "Затянувшиеся переговоры было решено прекратить. Sollers нашел замену в лице Ford", - сказал он.
Генеральный директор Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив считает, что одной из причин неудачи переговоров стала "разница в темпераменте". "Не думаю, что итальянцы основательно подходили к процессу переговоров", - сказал он "Интерфаксу".
По его данным, Fiat постоянно нарушает условия поставок деталей для Sollers, что влечет сбои в производственном процессе (в настоящее время российская компания на своих мощностях собирает несколько моделей легковых и легких коммерческих автомобилей Fiat).
Sollers и Fiat "не договорились, как сможет работать бизнес", отметил О.Дацкив, добавив, что Ford интересно сотрудничество с Sollers потому, что мощности завода Ford в Ленинградской области ограничены в 125 тыс. автомобилей в год.
Группа Sollers увеличила продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в 2010 году на 37% по сравнению с 2009 годом, до 93 тыс. машин, в том числе отгрузки Sollers автомобилей марки Fiat в 2010 году увеличились на 21%, до 21,943 тыс. машин.
В группу Sollers входит ОАО "Ульяновский автомобильный завод", ОАО "Заволжский моторный завод", ОАО "Соллерс - Набережные Челны", ООО "Соллерс-Елабуга", ООО "Соллерс - Дальний Восток". Также в структуре Sollers СП с Fiat (Fiat Powertrain Technologies, двигателестроительное подразделение Fiat) и Isuzu. Предприятия Sollers в РФ производят автомобили УАЗ, Fiat, Isuzu и SsangYong.
Продажи Ford в 2010 году в РФ выросли на 10%, до 90,166 тыс. автомобилей. ЗАО "Форд Мотор Компани" (ФМК, предприятие Ford Motor в г.Всеволожск Ленинградской области) в 2010 году выпустило 80,390 тыс. автомобилей моделей Focus и Mondeo. Ford в России по итогам 2009 года снизил производство автомобилей в 1,6 раза, до 41 тыс. машин. Таким образом, выпуск в прошлом году вырос почти в 2 раза.
Российский Ford перейдет на производство Focus нового поколения в 2011 году, по предварительным данным, после летнего коллективного отпуска.
Ford Motor Company открыла завод в Ленинградской области летом 2002 года. ФМК выпускает автомобили Ford Focus в четырех модификациях кузова: трехдверный и пятидверный хэтчбэки, универсал и седан, а также автомобиль Ford Mondeo в кузове седан. Максимальная мощность предприятия составляет 125 тыс. автомобилей в год. На заводе работает 2,7 тыс. человек.