Гаева обвиняют в обогащении
Уголовное дело грозит экс-главе московского метрополитена Дмитрию Гаеву за злоупотребление должностными обязанностями и использование на протяжении многих лет правительственных денег в своих личных целях
Москва. 18 февраля. INTERFAX.RU – В отношении бывшего начальника столичного метрополитена Дмитрия Гаева будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Генпрокуратура РФ направила материалы проверки в Следственный комитет при МВД России, как сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. По ее словам, Гаеву инкриминируется статься 201 УК РФ – злоупотребление полномочиями.
В материалах, направленных в МВД, говорится, что Гаев нарушил федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и исполнял свои обязанности недобросовестно. Как сообщила Гриднева, вопреки интересам унитарного предприятия и используя свое служебное положение, "он создал систему личного обогащения за счет возглавляемой им организации". Ушерб, нанесенный Гаевым ГУП "Московский метрополитен" и его собственнику - правительству Москвы, превышает сумму в 112 млн рублей.
В пятницу, во второй половине дня СК при МВД РФ получил из Генеральной прокуратуры материалы проверки, как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Следственного комитета при МВД. "Материалы из Генпрокуратуры получены, решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с УПК будет принято в течение трех суток", - отметили в пресс-службе. В случае необходимости проведения дополнительных проверок процессуальный срок может быть продлен до 10, а затем до 30 суток, уточнил собеседник агентства.
В конце 2010 года, 14 декабря, Гриднева объявила об обнаружении ряда нарушений со стороны руководства московского метрополитена, и предложила мэру Москвы Сергею Собянину рассмотреть вопрос об увольнении Гаева. По оценке Генпрокуратуры, Гаев, который возглавлял метрополитен с 1995 года, за последние десять лет незаконно получил доход в 112 миллионов рублей от возглавляемого им предприятия. В частности, по ее словам, руководство метро заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров.
Тогда официальный представитель Генпрокуратуры заявила, что Гаев, используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, стал патентообладателем изобретений, сделанных за счет госбюджета. Причем, эти 112 млн.рублей он получал начиная с 1999 г. от возглавляемого им же ГУПа (12 млн руб. первоначально и по 10 млн руб. ежегодно). Более того, Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003 г. по 22 ноября 2004 г. в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе. После возобновления правовой охраны патента в 2004 г. информацию о сделке, в совершении которой имелась заинтересованность, до сведения правительства Гаев Москвы не довел.
Помимо этого, по данным Генпрокуратуры, руководство Мосметрополитена заключало договоры, которые негативно влияли на формирование тарифов, а затем компенсировало их за счет роста тарифов на перевозку пассажиров. По информации ведомства, предприятие необоснованно устанавливает дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников. "В 2008-2009 гг. на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн руб., по страхованию - 70 млн рублей", - говорилось в сообщении Генпрокуратуры.
Жаркое лето 2010 года так же было своего рода испытанием и для Гаева – жалобы Общества потребителей на отсутствие поддержания необходимого температурного режима, так же сыграли свою роль. "Выявлены нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. За последние два года рост травматизма составил более 12%", - говорилось в сообщении. По данным ведомства, в 2008 года было травмировано 1 тыс. 742 пассажира, в 2009 году 1 тыс. 951, а за 11 месяцев текущего года число получивших травмы выросло до 2 тыс. 75. "На уровень безопасности пассажиров негативно влияет и нарушение предельно допустимых значений уровня шума и температурного режима, установленных "Санитарными правилами эксплуатации метрополитенов", - сообщал источник: показатели микроклимата в метрополитене по температуре превышают допустимые почти на 50%, а уровни шума в пассажирских салонах - на 30%.
"Не снижается количество падений людей на пути. В 2008 г. допущено 149 подобных случаев, в 2009 г. - 150, а в 2010 г. - 162", - сообщали в Генпрокуратуре. По данным ведомства, в 2010-м оду в 2,5 раза возросло количество нарушений, в частности сбоя графика движений, из-за сна машинистов на рабочем месте. "В соответствии с законодательством метрополитен подлежит государственной охране. Однако, игнорируя указанные требования, предприятие заключило договоры об охране объектов с созданным им же ЧОП", - сообщает Генпрокуратура. "Госпредприятие до сих пор в установленном законом порядке не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена", - заявили в ведомстве.
По данным Генпрокуратуры, 34 земельных участка, которые были предоставлены департаментом земельных ресурсов столицы в аренду Мосметрополитену, не поставлены на кадастровый учет, а договоры аренды не зарегистрированы. Кроме того, по информации ведомства, отдельные положения устава метрополитена в нарушение закона предусматривают право предприятия в отдельных случаях сдавать в аренду недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении, без согласия собственника. "С 2000 года ГУП "Московский метрополитен" ежегодно без согласия столичного правительства заключает договоры на аренду нежилого помещения, а также пользование технологическим каналом связи для обеспечения передачи информации на территории метрополитена", - констатируется в сообщении.
По словам аудитора Счетной палаты РФ Сергея Рябухина, за срок с 2008 по минувший год в метрополитене были выявлены финансовые нарушения на сумму в 3,3 млрд рублей. Выручка предприятия за последние три года росла исключительно за счет индексации тарифов при общем сокращении пассажиропотока с 2,5 миллиардов человек в день до 2,3 миллиардов. Таким образом, 7 февраля пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова сообщила журналистам, что Гаев освобожден от занимаемой должности по собственной инициативе. Кроме того, распоряжением правительства Москвы начальником ГУП "Московский метрополитен" назначен Иван Беседин, с ним заключен трудовой контракт на 5 лет.