Польские пилоты и русские диспетчеры

Польские прокуроры допросили смоленских авиадиспетчеров, которые несли дежурство в день катастрофы самолета Леха Качиньского. Парламент Польши, тем временем, отрегулировал правила полетов первых лиц государства

Фото: Reuters

Москва. 16 февраля. INTERFAX.RU - В расследовании апрельской авиакатастрофы под Смоленском по-прежнему есть белые пятна; следователи продолжают проверять всех, кто так или иначе оказался причастен к роковому полету. В первые две недели февраля польские прокуроры общались с авиадиспетчерами аэропорта "Смоленск-Северный", сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

"В соответствии с запросом о правовой помощи компетентных органов Республики Польша с 1 по 16 февраля в Москве прокуроры Окружной военной прокуратуры в Варшаве Республики Польша подполковник Кароль Копчик и майор Ярослав Сей совместно с российскими следователями произвели ряд объемных и важных следственных действий", - отметил Маркин. По его словам, в соответствии с согласованным планом совместной работы, в присутствии польских прокуроров в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, были произведены допросы свидетелей. В качестве последних выступали должностные лица группы руководства полетами, осуществлявших 10 апреля 2010 года прием польских самолетов на аэродром "Смоленск-Северный", в том числе и потерпевшего крушение польского самолета Ту-154М, а также другие должностные лица, участвовавшие в организации и подготовке приема польских самолетов.

По словам Маркина, в ходе данных допросов были установлены "важные для определения истины по делу обстоятельства, касающиеся приема польского самолета Ту-154М на аэродром "Смоленск-Северный", в том числе получены ответы на все вопросы, представленные польской стороной. "Работники диспетчерской службы ответили на все вопросы, заданные, в том числе, и польскими прокурорами", - отметил Маркин. Он уточнил, что вопросы, представленные польской стороной касались, прежде всего, квалификации диспетчеров, подготовки аэродрома к приему польского самолета, действий и решений, принятых группой руководства полетами при прилете польских и российского самолета 10 апреля 2010 года.

Кроме того, сотрудники польской военной прокуратуры ознакомились с содержимым сейфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), где хранятся записи бортовых самописцев разбившегося самолета. "11 февраля 2011 года в присутствии польских военных прокуроров был вскрыт сейф в МАК, ранее опечатанный польскими и российскими представителями, в котором хранились магнитные записи бортовых самописцев с разбившегося польского самолета", - отметил Маркин. По его словам, претензий к условиям хранения и сохранности записей, а также заявлений на ход следственного действия и протокол осмотра вещественных доказательств от присутствующих польских прокуроров не поступило. Маркин отметил, что это обстоятельство было удостоверено подписями при оформлении протокола следственного действия. "Необходимо отметить, что совместная работа российских следователей и польских прокуроров проводилась при полном взаимопонимании и в строгом соблюдении норм международных договоров и уголовно-процессуального законодательства РФ", - сказал Маркин.

Самолет президента Польши Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году. 12 января Межгосударственный авиационный комитет на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" представил итоговый отчет о расследовании катастрофы самолета Качиньского. Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.

Копии документов следственных действий, которые проводились в Москве польскими прокурорами и российскими следователями будут переданы Варшаве. "В ближайшее время через Генеральную прокуратуру РФ в адрес компетентных органов Польши будут переданы копии документов следственных действий, произведенных в ходе совместной работы польских прокуроров и российских следователей в Москве", - отметил он. Представитель СКР также добавил, что по результатам совместной работы двумя сторонами было отмечено, что "все запланированные следственные действия выполнены в полном объеме, обсуждены вопросы, которые могут возникнуть в период совместной работы как у российских следователей в Польше, так и у польских прокуроров в РФ".

Межгосударственный авиационный комитет представил итоговый отчет о расследовании катастрофы 12 января на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса". Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа в условиях давления на него со стороны высокопоставленных пассажиров. Выводы МАК вызвали бурную реакцию в Польше, многие политики заявили о том, что доклад о причинах катастрофы неполон и носит односторонний характер. При этом имело место попытка переложить ответственность на диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный".

Экперт, близкий к ходу расследования происшествия, считает, что после вынужденной публикации записи переговоров авиадиспетчеров польской стороне также придется дать конкретный ответ на ряд вопросов, касающихся, в частности, подготовки полета президента. "Нажимная манера работы польской комиссии наверняка приведет к очень плохому результату для самих поляков. Кто и как готовил полет в специальном полку, какие разговоры велись с борта самолета, кто и как решал вопрос о запасных аэродромах, - на все эти и многие другие вопросы теперь придется давать ответы. И они должны быть конкретными", - гвоорил эксперт в январе.

Печальные события 10 апреля заставили польский парламент пересмотреть правила полетов для высокопоставленных лиц государства. Неделю назад польское радио сообщило, что президент и премьер-министр Польши, а также ряд других высокопоставленных чиновников больше не имеют права летать вместе на одном и том же самолете. Согласно правилу, утвержденному обеими палатами парламента, администрацией президента и администрацией премьер-министра Польши, четыре высших руководителя польского государства - президент, премьер-министр, спикер сената и спикер сейма ни при каких обстоятельствах не должны летать вместе. Кроме того, им запрещено совершать перелеты в сопровождении командующих вооруженных сил Польши, а также ряда членов правительства и Совета национальной безопасности.

Кроме того, летчики из авиаотряда президента Польши отныне будут проходить специальную подготовку в России. командующий ВВС Польши генерал Стефан Рутковский сообщил сенатскому комитету по обороне, что командир польского 36-го специального авиаполка подписал в Москве соглашение, согласно которому летчики полка будут проходить подготовку на симуляторах полета самолетов Ту-154М и Як-40. Соглашение предполагает прохождение подготовки по программе, принятой ВВС Польши в начале 2011 года. Такие учения ранее уже практиковались; подготовка польских летчиков на симуляторах полета Ту-154М была прекращена в 2006 году.

Новости