Блогер-отец, блогер-сын и российский суд
Отца скандально известного блогера Саввы Терентьева пытаются засудить за пост в ЖЖ, где он нелестно отозвался об организаторе музыкального фестиваля
Москва. 17 июня. INTERFAX.RU – В сыктывкарской семье Терентьевых теперь два опальных блогера: отец и сын. Сергей Терентьев, вслед за Саввой, оказался в центре сетевого, а затем и оффлайнового скандала. Его пост в ЖЖ, опубликованный в январе этого года, стал поводом для судебного разбирательства.
Еще в январе Терентьев написал критическую заметку о музыкальном фестивале "Мы и джаз", который этой зимой прошел в Республике Коми. Как пояснили "Интерфаксу" в правозащитной организации "Мемориал", автор, в частности, негативно отзывался о самом организаторе фестиваля Анатолии Ялынском, директоре местного колледжа искусств.
Ялынский пост прочитал и воспринял его как личное оскорбление. Он решил засудить автора и подал гражданский иск о защите чести и достоинства. Суд уже провел предварительное заседание, а рассмотрение дела по существу назначил на седьмое июля. Разумеется, процесс, еще толком не начавшись, привлек внимание общественности, и вызвал негодование правозащитников, которые назвали происходящее "полнейшим абсурдом".
"Это полнейший абсурд, когда музыкальная критика, какой бы разгромной она не была, становится предметом судебного спора. Ведь культурная жизнь в цивилизованном государстве немыслима без такой критики", – говорят в "Мемориале".
На июльском слушании в поддержку Терентьева-старшего должен будет выступить председатель Союза композиторов Республики Коми Михаил Герцман. Ялынский намерена добивать от критика опровержения некоторых фрагментов поста и компенсации морального вреда в размере 100 тыс. рублей.
Нужно признать, что положение Терентьева-младшего куда сложнее. Ему, обвиняемому по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), грозит в лучшем случае штраф до 300 тыс. руб., а в худшем – лишение свободы на срок до двух лет.
Савву Терентьева судят уже давно – и даже не за пост, а за комментарий, где он нелестно высказался о российских милиционерах, предложив "сжигать неверных ментов на Стефановской площади". Со второй попытки правоохранителям удалось получить от лингвистов заключение, гласившее, что данный текст "направлен на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства группы лиц по принадлежности к социальной группе, совершенное публично, с использованием средств массовой информации".
Независимые эксперты-гуманитарии были обескуражены выводом, который сделали их сыктывкарские коллеги. Так, например, историк Михаил Рогачев искренне удивился тому, что власти столь методично преследуют одного молодого человека, хотя сеть буквально кишит аналогичными высказываниями, вполне подходящими под определение "экстремистских". Профессор Московской государственной юридической академии Елена Галяшина написала рецензию на заключение сыктывкарской комиссии, в которой оспорила их точку зрения, однако суд отказался приобщать этот документ к делу.
Задействовать сетевую общественность адвокатам Терентьева тоже не удалось – судья дважды отклонила их ходатайство о том, чтобы привлечь в качестве свидетелей руководителя русскоязычной части сервиса LiveJournal.com Антона Hосика, социолога "Левада-центра" Асмин Hовиковой и петербургского блогера Владимира Трифонова.
Процесс по делу Саввы Терентьева тянется уже больше года – его скандальный комментарий появился в блоге сыктывкарского журналиста Бориса Суранова 15 февраля 2007 г., через несколько дней к нему домой пришли сотрудники отдела "К" МВД по Коми, а спустя некоторое время с него взяли подписку о невыезде. С середины апреля дело слушается в закрытом режиме.