Я твердо убежден, что есть реальная возможность для сотрудничества по ПРО между США и Россией
Заместитель госсекретаря США Уильям Бернс рассказал "Интерфаксу" о перспективах взаимодействия Москвы и Вашингтона
Москва. 10 февраля. INTERFAX.RU - На этой неделе Москву с визитом посетил заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс. В интервью обозревателю "Интерфакса" Тимуру Хурсандову он рассказал о целях своего визита, перспективах дальнейшего ядерного разоружения и сотрудничества Москвы и Вашингтона по ПРО, событиях в Египте и ситуации вокруг Ирана.
- Г-н Бернс, какими были основные темы Вашего визита в Москву?
- Мне очень приятно снова побывать в Москве. Сейчас в отношениях России и Соединенных Штатов очень многообещающий момент. За два года, с тех пор как наши президенты запустили "перезагрузку", мы добились значительного прогресса: ратифицировали новый договор о СНВ, соглашение 123 о сотрудничестве в сфере мирного атома, углубили наше сотрудничество по Афганистану, вместе тесно работаем над вопросами нераспространения, особенно по Ирану и Северной Корее, укрепили партнерство по борьбе с наркотиками и терроризмом, основали двустороннюю президентскую комиссию, цель которой – укрепить отношения не только между правительствами наших стран, но и обществами по темам от энергоэффективности до здравоохранения, взаимных поездок. Поднимался и уровень двусторонней торговли и инвестиций.
По данным недавних социологических опросов, сегодня более 60% россиян позитивно относятся к Соединенным Штатам, что более чем в два раза больше, чем два года назад. Такие же тенденции отмечаются и в США по поводу отношения к России. Сегодня наша главная задача – и это было центральной темой моего визита – нарастить этот импульс, чтобы двигаться дальше "перезагрузки", расширять и углублять наше сотрудничество в целом ряде сфер, особенно – в экономической.
За последние несколько дней я встретился с рядом высокопоставленных российских чиновников в Кремле, Белом доме и министерстве иностранных дел. Я также провел встречи с представителями политических сил, нацеленных на реформы, представителями гражданского общества, бизнеса. Я отмечал, что президент Обама в числе своих первейших приоритетов видит то, чтобы Соединенные Штаты делали все возможное, чтобы обеспечить присоединение России к Всемирной торговой организации и отмену поправки Джексона-Вэника в этом году. Я также остановился на том, какое значение наши страны придают взаимодействию по ПРО.
Президенты наших стран подчеркивали важность того, чтобы у России в будущем было прозрачное, подотчетное, демократическое правительство. Это нелегко. Многие россияне лучше меня знают, что есть проблемы, нарушения, которые мешают продвижению в этом направлении: будь то широко распространенная коррупция, с которой и США знакомы не понаслышке (это вызов и для нашего общества), или нераскрытые убийства журналистов, таких как Пол Хлебников и Анна Политковская, нападения на правозащитников, избирательное применение правосудия. С нашей точки зрения, в фундаментальных интересах России – решать эти проблемы. А Соединенные Штаты, конечно же, глубоко заинтересованы в поддержке экономической и политической модернизации России.
В целом, за последние два года мы прошли большой путь, но еще больше может быть сделано в 2011 году и позднее.
- На прошлой неделе вступил в силу договор о СНВ. Что дальше? Будут ли США добиваться от России начала переговоров о тактическом ядерном оружии? Готовы ли США вывести свое тактическое ядерное оружие в качестве предварительного условия для таких переговоров?
- Как заявил в Праге президент Обама, где он и президент Медведев подписали договор о СНВ, мы глубоко привержены продолжению совместной работы по сокращению ядерного оружия и строительству более стабильного будущего для наших стран и всего остального мира. Президент также упомянул в Праге важность того, чтобы приступить к изучению, обсуждению вопроса о стратегических, нестратегических и неразвернутых ядерных вооружениях. Мы очень ждем начала этого разговора с нашими российскими коллегами.
- Российская сторона уже указывала, что развертывание 3-го и 4-го позиционных районов ПРО США нарушит стратегический баланс и будет угрожать безопасности России. Намерены ли США все-таки развертывать эти районы?
- Я твердо убежден, что есть реальная возможность для сотрудничества по ПРО между нами – между Соединенными Штатами и Россией, между Россией и НАТО. Как вы знаете, в прошлом у нас по этому вопросу были разногласия, разные точки зрения, но сейчас мы сконцентрированы на том, чтобы перевести его в плоскость сотрудничества. И я действительно верю, что это возможно. Эту тему обсуждали президенты наших стран, я продолжил ее обсуждение в ходе моего визита сюда, а в ближайшие недели, месяцы нам предстоят еще более детальные разговоры. Так что я с оптимизмом смотрю на то, что мы сможем найти основу искреннего взаимодействия в этой сфере.
- Не опасаетесь ли Вы, что развертывание 3-го и 4-го позиционных районов может стать основанием для выхода России из договора о СНВ?
- Нет. Как я уже сказал, я исхожу из того, что построить реальное сотрудничество по ПРО возможно. Я думаю, что это возможно, и я думаю, что мы добьемся успеха на этом направлении.
- Россия упрекает НАТО и США в затягивании ответа на предложения РФ о секторальной, интегрированной с НАТО, ПРО. Когда можно ожидать этого ответа?
- Мы проводим серьезные, продуктивные дискуссии по этому вопросу, и мы будем продолжать в том же духе. И я верю, что у нас есть база для сотрудничества.
- Вы упомянули, что нам предстоит наращивать, укреплять двусторонние отношения. Но не может ли предвыборный период, в который вступают и Россия, и США, привести к паузе в процессе "перезагрузки"?
- Я знаю, что некоторые высказывают такое мнение. Но именно поэтому президент Обама и президент Медведев привержены наращиванию импульса, полученного за последние два года, недопущению паузы в углублении и расширении наших отношений, в поиске областей, например – экономической, которые раньше были не так наполнены. Поэтому вступление России в ВТО в 2011 году - это такой приоритетный вопрос для США, поэтому мы хотим работать вместе над углублением экономического взаимодействия и других сфер. Мы твердо верим, что какие-либо паузы не в интересах наших стран. Нам надо удвоить усилия.
- До сих пор действующая поправка Джексона-Вэника может осложнить ведение бизнеса для американских компаний в РФ после вступления России в ВТО. Что предпринимает администрация США для отмены этой поправки?
- Как я уже сказал, мы считаем необходимым делать все возможное, чтобы добиться отмены поправки Джексона-Вэника в этом году. У нас есть веские доводы, чтобы это сделать, и мы будем очень усердно работать, чтобы преуспеть в этом в 2011 году.
- Последние переговоры "шестерки" с Ираном закончились, по оценкам американской стороны, безрезультатно. Есть ли еще перспективы у переговоров с Ираном, или этот формат себя исчерпал?
- Позиция, которую занимают страны 5+1, это не американская позиция, а общая, которую разделяют США, Россия и наши партнеры. Мы все, как заявила леди Эштон, были разочарованы после недавнего раунда консультаций с Ираном в Стамбуле в конце января. Но, думаю, было ясно, что страны 5+1 солидарны в своей поддержке того, что иранским властям надо сделать выбор – будут ли они выполнять свои международные обязательства, ответят ли на озабоченность по темам, поднятым в ряде резолюций Совета Безопасности ООН, МАГАТЭ. Если на эту обеспокоенность ответят, то у нас будет четкий дипломатический путь. Это в интересах и Ирана, и международного сообщества. Другой путь – усиливающаяся изоляция Ирана. Думаю, все в группе 5+1, включая Соединенные Штаты и Россию, привержены этой точке зрения.
США разделяют разочарование наших партнеров встречей в Стамбуле, но наша приверженность дипломатии остается. В то же время нам надо более остро поставить перед иранскими властями выбор. Надеемся, что они сделают выводы. Мы убеждены, что лучший путь – продолжать работать в тесной координации с нашими партнерами, включая Россию.
- Вы говорите о солидарности, и единой позиции "шестерки". Но Россия постоянно упрекает США и европейские страны в односторонних санкциях против Ирана…
- Думаю, резолюция 1929, принятая прошлым летом, четко обозначила приверженность всех нас обеспечить выполнение Ираном его международных обязательств. Знаю, что иногда у нас есть расхождения по поводу шагов, которые предпринимают Соединенные Штаты или другие наши партнеры. Но, думаю, что в целом в этой группе у нас есть уверенный консенсус по поводу важности обеспечения того, чтобы Иран не разрабатывал ядерное оружие и выполнял свои международные обязательства. Именно из этого мы все и исходим в группе 5+1.
- Если вернуться к России. Может ли, по Вашему мнению, ситуация вокруг Ходорковского, Магнитского негативно повлиять на инвестиционный имидж РФ, оттолкнуть потенциальных инвесторов?
- Я хотел бы сказать по этому поводу следующее. Администрация США, как публично, так и частным образом, четко выражала нашу обеспокоенность делом Ходорковского, избирательным применением правосудия. Мы, как и другие страны, четко говорили о нашей обеспокоенности делом Магнитского, о важности заслуживающего доверия расследования того, что произошло. С точки зрения США, наша обеспокоенность основывается на значении, которое мы придаем правам человека, но она также основывается на важности обеспечения главенства закона, в то время как Россия двигается - и мы понимаем, что это трудная задача - по пути модернизации. Без уважения верховенства закона и его неизбирательного и справедливого применения очень сложно создать среду, в которой будет происходить экономическая модернизация и модернизация политических институтов.
Как я уже упомянул, уровень торговли и инвестиций между Соединенными Штатами и Россией повышается, и я очень надеюсь, он продолжит расти. Но для обеих наших стран важно решать проблемы, которые возникают на пути этого роста, имеющиеся вопросы.
В случае с ЮКОСОМ, например, у нас есть очень практические причины для обеспокоенности – в ЮКОСЕ есть ряд американских инвесторов с долей в несколько миллиардов долларов.
- А могут ли эти дела воспрепятствовать обширным планам в торгово-экономической и инвестиционной областях, разрабатываемым США и Россией?
- Могу лишь повторить, что мы четко заявляем о нашей обеспокоенности по поводу Ходорковского и других дел.
- Обсуждали ли Вы в ходе визита в Москву ситуацию в Египте? Не может ли очаг нестабильности перекинуться с Туниса, Египта на другие страны региона? Намерены ли США сотрудничать с Россией с целью недопущения этого?
- Мы обсуждали все это, ведь это очень важно как для США, так и для России, учитывая наш статус в международном сообществе и на Ближнем Востоке. Как заявил президент Обама, в Египте все уже не может быть так, как раньше. Египтяне твердо добиваются свободы, добиваются ответственного, репрезентативного и исполнительного правительства, и США поддерживают египтян. Мы поддерживаем всеобщие права человека, к которым, очевидно, стремятся египтяне. Президент Обама также заявил о нашей поддержке организованного быстрого процесса передачи власти, процесса, которые подразумевает глубокие значительные реформы политической системы. Мы будем делать все, чтобы содействовать этому.
Очевидно, похожие вызовы стоят и перед другими странами региона, население в них испытывают то же разочарование, тоже стремится к основополагающим свободам. Мы продолжим говорить нашим друзьям и партнерам в регионе, что мы подтверждаем нашу долговременную дружбу, но в то же время мы считаем абсолютно необходимым, чтобы люди и правительства стран региона осуществили серьезные политические и экономические реформы, чтобы ответить на законную обеспокоенность населения. Стабильность – это не что-то статическое: если в течение долгого времени ответа на обеспокоенность в обществе нет, обеспечить стабильность будет очень-очень непросто, фактически невозможно.
- Ожидаете ли Вы, что сотрудничество между Россией и США в сфере борьбы с терроризмом будет усилено после трагических событий в аэропорту "Домодедово"?
- Во-первых, я бы хотел выразить свои соболезнования в связи с трагедией в Домодедово.
Во-вторых, Соединенные Штаты и Россия уже значительно расширили сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом за последние два года, но то, что обе наши страны пострадали от рук террористов, - это напоминание, что это сотрудничество будет еще более важным в предстоящие годы. Можете быть уверены, что мы сделаем все возможное, чтобы укрепить сотрудничество между правоохранительными органами.
- Известно, что США должны быть основным источником финансирования поставок российских вертолетов в Афганистан. Когда можно ожидать урегулирования этого вопроса?
- Мы обсуждали это в ходе моих встреч сегодня. Я думаю, мы близки к решению этого вопроса. Это форма сотрудничества, которую мы высоко ценим, ведь это касается общей проблемы России и США - помощи афганцам в построении более стабильного общества.