Дороги: в России как в Америке
Из-за сокращения расходов бюджетов Штатов, дороги в ведущих городах США скоро "будут как у нас в России", считает министр финансов РФ Алексей Кудрин
Москва. 2 февраля. Росинвестпроект - Не секрет, что Россия существенно отстает от развитых стран по качеству автомобильных дорог. Но вскоре мы сможем похвастаться дорогами как в Америке. Правда, не потому, что у нас они будут такие хорошие. Дороги в ведущих городах США скоро могут стать как в России из-за необходимости сокращения расходов американского бюджета, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Я смотрел бюджеты Штатов, они должны быть сокращены на 15-20%, к этому трудно привыкнуть, дороги в ведущих городах США будут как у нас в России скоро", - сказал он, выступая на форуме "Тройки Диалог".
Америка ставит себе "двойку с плюсом"
По подсчетам министра финансов США Тимоти Гайтнера, бюджетный дефицит страны приближается к $1,5 трлн. По итогам прошлого финансового года, который завершился в сентябре 2010 года, показатель составлял $1,3 трлн, указывали в Бюджетном управлении Конгресса.
Президент США Барак Обама, выступая в январе с посланием "О положении дел в стране" перед американским конгрессом, призвал заморозить с 2011 года основные статьи государственных расходов США сроком на пять лет. По его словам, "это позволит сократить дефицит государственного бюджета на 400 миллиардов долларов в течение следующего десятилетия". При этом он призвал не экономить на транспортной инфраструктуре страны. По признанию Б.Обамы, когда американские инженеры оценивают инфраструктуру США, они ставят ей "двойку с плюсом".
"Наша инфраструктура была лучшей в мире, но лидерство ускользнуло от нас. Страны Европы и Россия инвестируют в дороги и железнодорожные пути сообщения больше, чем мы. Китай строит новые аэропорты и скоростные поезда", - сетовал президент Соединенных Штатов.
Россия добавит на дороги
Россия старается "догнать и перегнать Америку" в части развития транспортной инфраструктуры. Госрасходы на развитие транспортной системы в РФ в 2011 году вырастут в 2,7 раза. Основная часть денег пойдет на строительство и ремонт автодорог, финансирование которых решено увеличить втрое.
Расходы федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" вырастут в 2011 году до 644,2 млрд руб., следует из январского постановления правительства РФ. В прошлом году на эти цели было направлено 234,6 млрд руб. , в том числе на автомобильные дороги - около 186 млрд руб. Расходы на всю программу составляют 12,8 трлн руб., государство покроет 36% из них.
Расходы на развитие автомобильных дорог в наступившем году вырастут втрое - до 542 млрд руб., большую часть покроют средства из федерального бюджета.
Для финансирования автомобильных дорог в прошедшем году был воссоздан федеральный дорожный фонд. Его объем в 2011 году составит 387 млрд руб. Кроме того Минтранс РФ обещал в 2011-2013 годах выделить 18 млрд рублей на строительство сельских дорог. Как сообщил глава ведомства Игорь Левитин после подписания соглашения о сотрудничестве между Минтрансом и министерством сельского хозяйства, в 2011 году планируется выделить на эти цели 5 млрд рублей, в 2012 - 6 млрд и в 2013 году - 7 млрд рублей. И.Левитин уточнил, что средства будут выделяться из федерального дорожного фонда. По согласованию с Минсельхозом дороги будут строиться от населенных пунктов с населением от 125 человек до дорог общего пользования на расстояние не более 5 км.
То яма, то канава
Пока же качество российских автодорог оценивается в мире на самом низком уровне. По данным Всемирного банка (ВБ), по качеству автодорожной инфраструктуры Россия - на 111-ом месте, почти в самом конце. По индексу качества дорожной инфраструктуры мы чуть лучше Киргизии и Украины, но сильно уступаем Азербайджану, и наше так называемое "качество" почти в три раза хуже, чем у лидеров рейтинга - Франции и Германии.
В ходе проведенного летом прошлого года исследования федеральной автодорожной сети было выявлено, что большая часть российских дорог не отвечает минимальным требованиям эксплуатационного качества. Но самая ужасающая ситуация с наличием на них дефектов. По оценкам, приведенным в докладе ВБ со ссылкой на Программу деятельности госкомпании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010- 2015 гг), минимальным стандартам качества не соответствует более 70% федеральных автотрасс.