Медведев не стал говорить о премьере-2012
Президент Дмитрий Медведев второй раз на этой неделе отвечал на вопросы о политической ситуации в России, в том числе о видах на 2012 год, руководящей роли "Единой России" и о деле Михаила Ходорковского
Москва. 27 января. INTERFAX.RU - Президент Дмитрий Медведев считает преждевременным говорить о том, кого он может назначить премьер-министром, если вновь возглавит государство в 2012 году. В интервью Bloomberg-TV, корреспондент которого поинтересовался, останется ли Владимир Путин премьером, если Медведев станет президентом, он сказал: "Я сейчас не буду говорить про Путина, ладно? Потому что это отдельный человек, он мой товарищ, но я не буду за него ничего говорить".
"Но если я все-таки буду участвовать (в выборах президента - ИФ), то, конечно, я впоследствии приму решение и о премьер-министре. Это очевидно", - добавил позже Медведев.
Политическая конкуренция и советы оппозиции
Президент убежден, что ни одна партия в России не должна иметь постоянного мандата на управление в стране. "В последнее время у нас существует довольна мощная одна политическая сила, которая в настоящий момент контролирует ситуацию в парламенте", - заявил он.
"Но это не значит, что "Единая Россия" или какая-то другая партия должна получить мандат на управление на все время", - подчеркнул Медведев.
По словам Медведева, в существовании одной политической силы, контролирующей ситуацию в парламенте, "наверное, есть минусы, но в этом есть и определенные плюсы". "В чем они заключаются? В 90-е годы президент РФ Борис Ельцин не мог принять почти ни один закон, потому что он (закон - "ИФ") блокировался коммунистами и некоторыми другими партиями", - напомнил Медведев, добавив, что в последнее время в России "удалось принять нормальное законодательство".
Медведев опроверг также утверждение о том, что в России нет оппозиции. "Вы неправы. Политическая оппозиция в РФ существует. Вопрос в том, насколько она мощная", - отметил президент. Он указал, что в российском парламенте четыре политические партии, "которые на самом деле периодически доставляют довольно много неприятностей тому же самому правительству, сформированному ведущей политической силой".
Днем ранее глава государства высказался в интервью газете "Ведомости" за сбалансированное представительство нескольких партий во власти.
"Политическая конкуренция, безусловно, необходима, нечего даже обсуждать. Это такая прививка от авторитарных или тоталитарных тенденций, способ разрешения противоречий", - сказал он.
По его мнению, такая конкуренция, если она проходит в законных рамках, не ослабит государство.
В интервью глава государства призвал оппозицию приучиться исполнять законы. Он заметил, что оппозиционеры имеют право проводить демонстрации, но должны делать это в разрешенных местах.
"Так они и делают это (проводят демонстрации - ИФ) все время. Из десятков, сотен демонстраций только, может быть, одна превращается в демонстрацию с нарушением закона", - сказал Медведев.
Он напомнил, что камнем преткновения между оппозицией и властями был вопрос о проведении демонстрации в конкретный день - 31-го числа каждого месяца - в одном месте - на Триумфальной площади.
"После того, как в Москве поменялось руководство, эти демонстрации стали разрешенными. Они приходят туда. Но невозможно подавать десять заявок на одно место", - отметил президент.
Теперь, по его словам, после того, как лидеры оппозиции получили согласие на проведение митингов на Триумфальной площади, "они еще между собой не могут договориться".
Отвечая на вопрос об аресте ряда лидеров оппозиции за участие в митингах, Медведев сказал: "Ни в одной стране мира не позволено нарушать законы по проведению митингов и демонстраций и двигаться в отношении полиции, совершая противоправные действия в отношении тех, кто защищает правопорядок".
О Ходорковском
Отвечая на вопрос, не хотел бы он положить конец уголовному преследованию Ходорковского, президент заявил, что крайне отрицательно относится к попыткам давления на него по поводу работы судебной системы, в том числе в связи с делом бывшего главы "ЮКОСа".
"Я считаю, что разговоры о несовершенстве судебной системы, а также попытки давления, в том числе и на меня как на президента страны, в этом плане носят абсолютно деструктивный эффект", - заявил Медведев,.
"Они заставляют думать всех остальных, что в России настолько несовершенная судебная и правовая система, что можно сказать президенту, еще кому-то: "Вы поменяйте приговор по делу Ходорковского, кого-то другого, и тогда мы убедимся в том, что ваша правовая система небезнадежна, а хоть как-то работает". Но это неприемлемо", - отметил он.
"Я могу вам откровенно сказать, я на эту тему разговаривал даже с некоторыми своими коллегами, естественно, в кулуарах, с коллегами, которые занимают высокое положение. И сказал им простую вещь: "До тех пор, пока ты мне тайно будешь об этом говорить, это будет означать, что у нас плохо работает правовая система". Президент не должен в это вмешиваться. Дайте развиваться судебной и правовой системе самостоятельно, иначе будут проблемы", - сказал глава государства.
Ранее в интервью "Ведомостям" Медведев назвал невозможным комментировать не вступивший в силу приговора суда по второму "делу Ходорковского-Лебедева", при этом отметив, что сводить ситуацию в российском правосудии к этой теме неправильно.
"Безусловно, неправосудные приговоры подрывают доверие ко всей судебной и даже правовой системе в целом. В этом сомнений быть не может. Но я надеюсь, что вы не ждете от меня оценки не вступившего в законную силу приговора в отношении Ходорковского и Лебедева", - сказал Медведев.
Говоря об общей атмосфере в судебной системе России, президент сказал, что "картина в целом" его "мягко говоря, не вполне устраивает". "Сегодня значительное число представителей бизнеса, а не только упомянутые вами люди (экс-глава НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский и бывший глава МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев - ИФ), отбывают наказание по экономическим составам - весьма и весьма строгое", - сказал президент.
Медведев подчеркнул, что специально потребовал от Генпрокуратуры данные, которые свидетельствуют о том, что "у нас есть представители бизнеса, совершившие не очень крупные хищения, мошенничества или отмывания доходов, полученных преступным путем, которые подверглись очень жестким санкциям - по 10, по 15 лет заключения".
"Поэтому ситуацию в сфере правосудия неправильно сводить только к теме Ходорковского и Лебедева. Нам нужно посмотреть на практику применения уголовного законодательства по экономическим преступлениям. Я эту практику начал менять", - сказал президент.